Волгоградская область заняла 1 место среди субъектов ЮФО по уровню развития сферы государственно-частного партнерства (ГЧП) в 2019 году. Годом ранее регион
занимал 3 место в южном федеральном округе, уступая Астраханской и Ростовской областям.
Ежегодный рейтинг ГЧП сформирован Министерством экономического развития Российской Федерации. В 2019 году были пересмотрены существующие подходы к расчету показателя в целях повышения прозрачности процедуры расчета рейтинга и создания условий для стимулирования использования механизмов ГЧП и привлечения в развитие инфраструктуры частных инвестиций.
При формировании рейтинга за 2019 год показатель уровня ГЧП определялся как средневзвешенное значение трех факторов в каждом субъекте Российской Федерации: опыт реализации проектов ГЧП; нормативно-правовое обеспечение сферы ГЧП; развитие институциональной среды.
В актуальном исследовании существенно увеличено значение фактора «Опыт реализации проектов ГЧП в регионе». На первых этапах развития государственно-частного партнерства, в регионах необходимо было создать нормативную базу и институциональную среду, поэтому ранее эти факторы преобладали над развитием опыта реализации проектов ГЧП. В результате субъекты, которые делали упор лишь на создании условий, понизились в рейтинге.
«Первое место в ЮФО в рейтинге Минэкономразвития свидетельствует о высоком уровне развития сферы государственно-частного партнерства в Волгоградской области и значительной работе, проводимой органами власти в этом направлении, - подчеркнул президент Союза «Волгоградская торгово-промышленная палата», член Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Вадим Ткаченко. - Это очень важный показатель, позволяющий, в первую очередь, решать серьезные социальные задачи, поскольку реализуются проекты в медицинской, образовательной, коммунальной сферах. Во-вторых, это еще одна форма поддержки инвесторов. И, наконец, высокий уровень развития сферы ГЧП способствует повышению привлекательности региона, его развитию, улучшению инвестиционного климата. Поэтому радует, что мы улучшили показатели, опередив, по итогам года даже более крупных соседей. Хотелось бы, чтобы следующим шагом развития формата ГЧП стало привлечение большего числа представителей малого и среднего бизнеса. Такие примеры есть, но пока что в процесс, традиционно, вовлечены в основном крупные инвесторы. Для МСП такой формат взаимодействия с властью может открыть новые возможности для роста и реализации более масштабных и прибыльных проектов».
Добавим, в Волгоградской области на сегодняшний день заключено 12 концессионных соглашений и 1 соглашение о муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиций превышает 90 млрд рублей.
В числе региональных проектов ГЧП:
— Концессионное соглашение с ООО "Концессии водоснабжения" в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, заключенное в июне 2015 года. Объем инвестиций составляет 58 млрд рублей.
— Концессионное соглашение с ООО "Волга-Бизнес" по реконструкции полигона ТБО в Волжском. Объем инвестиций – 95,9 млн рублей.
— Концессионное соглашение, заключенное в сентябре 2016 года, с ООО "Концессии теплоснабжения" в отношении объектов теплового хозяйства Волгограда. До 2045 года планируется привлечение частных инвестиций в объеме 29,6 млрд рублей.
— Концессионное соглашение в отношении объектов наружного освещения Волгограда, в рамках которого запланировано проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию сетей наружного освещения в областной столице. Концессионер будет поддерживать сети, производить ремонт и нести расходы на их содержание. В соответствии с соглашением планируется привлечь 943,9 млн рублей.
— Концессионное соглашение на проектирование, создание и эксплуатацию имущества для санаторно-курортного лечения на территории поселка Эльтон Палласовского района. Объем инвестиций составит 850 млн рублей.
— Концессионное соглашение по реконструкции и эксплуатации лабораторного комплекса по проведению диагностических исследований на территории Волгоградской области.