Совершенствование оборота, рациональное использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения, - Волгоградская областная дума предложила на рассмотрение федеральных коллег поправки в земельное законодательство. В Госдуме прошли парламентские слушания, в которых принял участие председатель комитета регпарламента по аграрной политике и земельным отношениям Владимир Ефимов.
Как сообщает пресс-служба облдумы, он поднял вопрос о совершенствовании порядка изменения категории и вида разрешенного использования земель сельхозназначения. Как пояснил Владимир Ефимов, во многих субъектах РФ возникают ситуации, когда некоторые земельные участки документально принадлежат к одному, а фактически к другому виду сельхозугодий, что ограничивает эффективность их использования.
Например, более 70% территории Волгоградской области относятся к сухостепной и полупустынной зоне. При этом большие площади занимают засоленные и каменистые почвы, которые обладают крайне низким плодородием, но считаются пашнями. По существующим нормам пахотные земли, запрещено использовать под пастбища, хотя эти поля могли бы быть более рентабельны в качестве естественной кормовой базы для скота. Действующего правового механизма, чтобы перевести такие участки из одного вида земель сельхозназначения в другой, сейчас нет. В результате, стремясь избежать неоправданных расходов, владельцы подобных угодий нередко предпочитают оставлять их без обработки.
По оценкам специалистов, сейчас в Волгоградской области из более 800 тысяч гектаров неиспользуемой пашни только четверть можно ввести в сельскохозяйственный оборот. Остальные, малопродуктивные для земледелия участки, рациональней перепрофилировать в пастбища, в соответствии с естественными природными характеристиками данных почв.
Для разрешения подобных противоречий предлагается принять федеральный закон, который установит принципы зонирования соответствующих территорий, и вместе с ним уточнит порядок изменения вида разрешенного использования земель сельхозназначения.
По мнению волгоградских парламентариев, также необходимо привести в соответствие с изменившимися жизненными реалиями законодательство, регулирующее обращение пестицидов и агрохимикатов. За последние годы существенно увеличились площади сельскохозяйственных культур, на которых применяются химические вещества против сорной растительности, вредителей и болезней. В результате снижаются потери урожая, однако, подчеркнул Владимир Ефимов, чтобы использование средств защиты растений было безопасным для людей и окружающей среды, нужен эффективный контроль.
Усилить эту работу позволит более четкое определение и разграничение контрольно-надзорных полномочий между органами власти. Путем внесения изменений в федеральное законодательство предлагается наделить Россельхознадзор функциями контроля за оборотом пестицидов и агрохимикатов, а надзор за соблюдением требований к применению и хранению таких веществ передать на региональный уровень. Еще одним шагом в этом направлении станет формирование федеральной государственной информационной системы контроля за пестицидами и агрохимикатами по аналогии с уже существующей в области ветеринарии.
В интересах сбережения плодородия почв депутаты Волгоградской областной думы считают целесообразным предусмотреть меры ответственности в отношении собственника, который допустил на своем участке порчу, ухудшение состояния земель сельхозназначения и причинение существенного вреда почве как неотъемлемому компоненту природной среды. Вместе с тем необходимо сформулировать критерии причинения вреда окружающей среде, при наличии которых земельный участок сельскохозяйственного назначения подлежит изъятию у его собственника. Кроме того, по словам Владимира Ефимова, важно разработать инструменты экономического стимулирования землепользователей к рациональному экологически безопасному применению пестицидов и агрохимикатов.
Для обеспечения целевого использования сельхозугодий также предлагается внести изменения в федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности – сократить с трех до двух лет срок неиспользования земельного участка, по истечении которого он может быть изъят в судебном порядке. Причем, при смене собственника этот срок не должен «обнуляться».
В качестве дополнительных мер также рассматриваются – введение ежегодных проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора и усиление муниципального земельного контроля. Одновременно с указанными изменениями, предлагается размещать в Едином государственном реестре недвижимости сведения о выявленных фактах нецелевого использования или нарушений законодательства РФ в отношении участков земель сельхозназначения.
Представленные предложения переданы в комитет Госдумы по аграрным вопросам и будут учтены при подготовке рекомендаций парламентских слушаний, которые станут основой для дальнейшей нормотворческой работы в этой сфере.