«Черная пятница» - грандиозная распродажа, которую во всем мире магазины вот уже несколько десятилетий устраивают за месяц до Нового года. В 2019-м она началась 29 ноября. Российские продавцы примкнули к «движению» лет пять назад. Однако и за рубежом, и у нас грандиозные скидки зачастую оказываются фейком – в соцсетях то и дело покупатели жалуются на несоответствие сумм на чеках заявленным в торговых точках ценникам. И грешат обманом как мелкие лавочки, так и гипермаркеты.
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области объясняет, как не стать жертвой недобросовестных продавцов, играющих на человеческом желании сэкономить, ибо в законодательстве отсутствует такое понятие, как «черная пятница», а значит, нет четких критериев проведения подобных скидочных акций и привлечь к ответственности будет сложнее.
Специалисты советуют не приобретать товар по искусственной скидке: как правило, цена поднимается за несколько недель до распродажи, а потом «снижается» - новая будет просто той же, что и до «черной пятницы».
Как узнать, провернул ли продавец подобную схему? Делается это заранее. Лучше всего в онлайн-магазине посмотреть сохраненную копию страницы в кэше поисковика, чтобы выяснить, как менялась цена на товар. Надо скопировать ссылку на товар в интернет-магазине и вставить её в специальное поисковое поле на сайте или сервисе – появится кэшированная копия.
Если этот способ не дал результата, можно установить специальное расширение для браузера, которое покажет, как менялась цена на товар за последний месяц.
Помогает и «Яндекс. Маркет»: сервис выдает цены разных магазинов – так проще узнать минимально возможную цену на товар с учетом всех скидок, а кроме того, проследить, как менялся прайс за последние полгода.
Закон защищает права потребителя: он обязует продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Иными словами, покупатель имеет право в доступной форме получить информацию о товарах и условиях их продажи в рамках проводимой магазином «скидочной» акции.
Часто условия покупки товара предусматривают предоставление скидок на последующие приобретения. Подобные условия оформляются дисконтной картой. Но и они должны четко давать представление потребителю, когда и при каких обстоятельствах можно этой картой пользоваться.
Любой товар, приобретённый по акции, подлежит возврату и обмену, как и обычные. Например, если непродовольственный товар надлежащего качества не подошел потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то в соответствии законом «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на обмен в течение 14 дней, не считая дня покупки (кроме тех, что входят в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55).
Если в товаре, приобретенном со скидкой, обнаружен брак, покупатель в соответствии законом «О защите прав потребителей» имеет право требовать заменить его на товар этой же марки (модели), на товар другой марки (модели) с перерасчетом цены либо уменьшить покупную цену. Также может просить о безвозмездном устранении недостатков купленного товара или расторгнуть договор купли-продажи с возвратом денежных средств.
Если товар все же куплен по «ложной скидке», то можно воспользоваться своим правом вернуть или обменять в течение двух недель после покупки. Продавец не имеет права этому препятствовать. Если товар был приобретен в интернете, то есть дистанционным способом, вернуть его можно вернуть только в течение 7 дней. Кроме тех, что обмену и возврату не подлежат.