Сегодня, 4 декабря 2019 года, порядка 11 тысяч одиннадцатиклассников пишут итоговое сочинение по литературе. Зачет по этой творческой работе является допуском к государственной итоговой аттестации.
Темы сочинения ребятам стали известны за 15 минут до старта процедуры. Выпускникам предложили подумать над вопросами, к чему приводит стремление возвыситься над окружающими, верно ли, что надеяться можно только на себя, через какие «лазейки» зло проникает в душу человека, на какие жертвы способны он и она ради любви. К юбилею выхода всемирно известного литературного произведения была приурочена пятая тема – «Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе "Война и мир": "нет величия там, где нет простоты, добра и правды"?
От авторов сочинений ждут, что они в своих рассуждениях продемонстрируют знания художественных текстов, изучение которые включено в школьную программу. На результат влияют: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция работы, качество речи и грамотность.
«Итоговое сочинение – это результат огромного труда выпускников, педагогов. Сегодня его пишут во всех школах Волгоградской области. В регионе созданы все условия, чтобы абсолютно все дети, включая ребят с ограниченными возможностями здоровья, смогли написать работу успешно и получить допуск к государственной итоговой аттестации», – отметила первый заместитель председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Елена Логойдо.
Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 слов, минимально допустимый – 250 слов. Написать его необходимо за 3 часа 55 минут. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вместо сочинения вправе выбрать иную форму - итоговое изложение. Его рекомендуемый объем – 200 слов. Для участников итогового сочинения или изложения с ОВЗ продолжительность написания увеличивается на 1,5 часа.
Выпускники перед процедурой признавались, что уверены в своих силах.
"Мне ближе всего направления "Добро и зло" и "Надежда и отчаяние". Для того, чтобы подготовиться к ним, я перечитывал уже известные мне произведения, анализировал. Считаю, что практика очень важна, поэтому я уверен в себе и могу сказать, что готов", – заверил Даниил Толстик, ученик 11-го класса волгоградского лицея №9 им. А. Н. Неверова.
Еще одна выпускница этого лицея Анастасия Вялова рассказала, что настроиться на предстоящую работу ей помогали учителя и родители, которые объяснили, что сочинение – это то, что школьники практикуют на протяжении всех лет обучения. Просто работа, которую необходимо выполнить в декабре, показывает сформированное умение мыслить, обобщать, выстраивать умозаключения, делать выводы.
Если одиннадцатиклассник по уважительной причине пропустил декабрьский срок или получил по работе "незачет", то он может написать сочинение (изложение) в дополнительные сроки – 05 февраля и 06 мая. Некоторые вузы учитывают результаты по сочинению при поступлении, они бессрочны, а написать итоговое сочинение могут выпускники прошлых лет. Всего по информации Минпросвещения России, в этом году сочинение напишут порядка 680 тысяч человек.