Вторник 17 Сентября, 2019 г.
Доллар 64.47 Евро 71.53
СЏСЃРЅРѕ +18° C Волгоград
Показать ленту новостей
08 Июля 2019 05:03
26853
Со дна Цимлянского водохранилища подняты загадочные надгробия Со дна Цимлянского водохранилища подняты загадочные надгробия
В тот год на Цимле у станицы Нижний Чир выдалась необыкновенно сухая и жаркая погода. Водохранилище сильно обмелело, отступило далеко от привычных берегов. Обнажилось чёрное, вязкое, илистое дно.

Три надгробия задают загадки


Здесь и увидел отец Николай Охотников, священник церкви святых апостолов Петра и Павла, три глубоко завязших надгробия.

Принялись вытаскивать их на твёрдый берег. Нашлись добровольцы, пригнали грузовик. Но тот не сдюжил, закашлялся, заплевался вонючим дымом и заглох. Пришлось отложить затею.

На следующий год отец Николай снова засобирался к памятному месту. Вода не вернулась, и надгробия по-прежнему выглядывали из ила. С техникой уже не связывались, всё делали руками – что называется, брали на пузо. Надрывались, но затею не бросали. Надгробия оказались тяжеленными. Как они сумели дотащить их до храма, и сами по сей день удивляются. Но – доволокли. Положили рядом с храмом. И рядом упали, долго не могли отойти.

Когда пришли в себя, принялись очищать камни от грязи. А потом изумляться стали, на загадки надгробий свои догадки высказывать. Загадок много оказалось, и за каждой своя непростая история читается.

Первая: почему три эти камня оказались в таком необычном месте, не на кладбище? Нет там кладбища. Ничего нет. Была когда-то голая степь, над которой раскинулось водохранилище. Надгробия относятся к началу 20 века – значит, должны были располагаться, если не на кладбище, то уж точно на территории храма. Тем более что запечатлевают они уход в мир иной людей не простых.

Отец Николай считает, что надгробия кто-то выкинул с территории храма после революции. В те годы, вместе с церквями разоряли и всё, что лежало вокруг. Революция полумер не признаёт – крушить, так уж крушить на всю катушку. В Нижнем Чиру сегодня от шести храмов только один и остался: Петра и Павла. Да и тот пережил и разор, и запустение, и шельмование. Остальные нижнечирские церкви сгинули безвозвратно.

Неужто снова масоны?

Сами камни тоже необычны. Вот памятник из чёрного мрамора (дорогущее изделие!) изображает дерево с отрубленными ветвями. Существует несколько версий происхождения этого, довольно необычного, дизайна. По одной из них, такой памятник означал, что пресёкся род, на ушедшем закончилась династия. По другой – количество детей умершей. 

 

Существует также версия, что это знак масонов. Дерево – символ жизни. А пень с обрезанными ветками – символ перехода из земной жизни в неземную.

Трудно сказать, какая из трёх более всего подходит к нашему памятнику. Надпись удостоверяет, что когда-то под ним была погребена жена полковника Мария Георгиевна Борисова (?), скончавшаяся в 1910 (?) году. Буквы и цифры трудно читаются – кто-то, видимо, в порыве классовой ненависти изрядно потрудился, чтобы изуродовать плиту. Вандалы, увы, бывают во все времена. 

 

А о классовой ненависти уместно говорить ещё и потому, что в годы гражданской войны станица Нижне-Чирская стала центром восстания казаков 2-го Донского округа против большевиков. Кровушка и с той и с другой стороны обильно окропила здешние земли. Советская власть установилась в станице лишь в 1920 году, озверевшие победители отвели душеньку на всех и на всём, до кого и чего могли дотянуться. В том числе, и на захоронениях классовых врагов. И тут уж только Бог им судья.

Полковник и ктитор успокоились рядом

Два других памятника более традиционны. Под одним ровнёхонько 110 лет назад упокоился полковник Пётр Макарович Садчиков. Под другим в 1913 году – ктитор Троицкой церкви, гражданин Московской губернии (эвон, откуда перебрался на благословенные казачьи земли!) Георгий Мартынович Мартынов.

 

Здесь тоже есть странность. Ктитор – это церковный староста или персона, на счёт которой выстроен храм. Троицкая церковь действительно существовала в станице Нижне-Чирской, но среди её прихожан Георгий Мартынов не числится. Мы можем утверждать это, благодаря замечательной книжке «Верховое Донское казачество. Исторические сведения о станицах, хуторах и их жителях» нашего выдающегося учёного, краеведа Сергея Рябова. В ней приводятся подробнейшие и разнообразнейшие данные о населённых пунктах и людях казачьего края. 

 

С другой стороны, Георгий Мартынов мог построить Троицкую церковь и в Московской губернии, гражданином которой являлся. Храмы, посвящённые святой Троице, воздвигались по всей Руси-матушке. А здесь он был прихожанином Крестовоздвиженской церкви, тоже, увы, погибшей.

Кстати сказать, в числе прихожан этой церкви значатся и Борисовы, и Садчиковы. Так что, можно смело предположить, что все три надгробия когда-то располагались на территории Крестовоздвиженского храма. Но что происходило между начальной и нынешней точками их странствий, пока остаётся загадкой.

Так хочется надеяться, что только пока.

Крест и тамга из зазеркалья

Есть во дворе храма Петра и Павла и вовсе загадочный предмет. Это массивный камень (скорее всего, из песчаника) овальной формы. Неутомимый отец Николай обнаружил его в Липовой балке. Сам он считает, что это был, скорее всего, межевой камень, располагавшийся на границе земель. 

 

Но вызывают некоторую оторопь высеченные на нём изображения. Православный восьмиконечный крест выбит в зеркальном отображении – нижняя перекладина поднимается слева направо, а должно быть наоборот. Крест символизирует распятие Иисуса Христа. С ним вместе, как повествуют Евангелия, приняли мученическую кончину два разбойника. Тот, кто был справа от него, раскаялся в грехах, слева – так и умер разбойником. Поэтому перекладинка поднимается направо, указывая на возвысившегося духом.

Так же зеркально отображается и верхний рисунок, напоминающий рукописную букву «т». Это так называемая тамга – государственный герб крымских ханов. Или, как ее еще называют, трезубец Гираев. Именно Хаджи Гирай, потомок Чингисхана и первый крымский хан, утвердил тамгу как государственный герб. Почему и она перевёрнута – ещё одна пока загадка.

Как и то, что на одном древнем камне рядышком угнездились символы и православия, и ислама. Как вообще такое могло случиться? Видно, далеко не всё ясно во тьме прошедших веков.

И всё же главной достопримечательностью храма Петра и Павла остаётся сам отец Николай Охотников. Не щадя сил, после трудов праведных, он выбирается на просторы родного края, неустанно выискивает свидетелей и свидетельства богатейшей его истории и щедро делится ими со всеми, кто только пожелает. Если спросить его, зачем ему всё это нужно, он лишь искренне удивится самой постановке вопроса. Для него сохранять историческую память – так же естественно, как и дышать.

Вот кабы всем нам так. Может, совсем по-другому – проще и лучше – устроилась бы наша жизнь…
Владимир Апаликов / Геометка

Со дна Цимлянского водохранилища подняты загадочные надгробия

Владимир Апаликов / Геометка
08 Июля 2019 05:03
26853
Фото: Ирина Романенко
В тот год на Цимле у станицы Нижний Чир выдалась необыкновенно сухая и жаркая погода. Водохранилище сильно обмелело, отступило далеко от привычных берегов. Обнажилось чёрное, вязкое, илистое дно.

Три надгробия задают загадки


Здесь и увидел отец Николай Охотников, священник церкви святых апостолов Петра и Павла, три глубоко завязших надгробия.

Принялись вытаскивать их на твёрдый берег. Нашлись добровольцы, пригнали грузовик. Но тот не сдюжил, закашлялся, заплевался вонючим дымом и заглох. Пришлось отложить затею.

На следующий год отец Николай снова засобирался к памятному месту. Вода не вернулась, и надгробия по-прежнему выглядывали из ила. С техникой уже не связывались, всё делали руками – что называется, брали на пузо. Надрывались, но затею не бросали. Надгробия оказались тяжеленными. Как они сумели дотащить их до храма, и сами по сей день удивляются. Но – доволокли. Положили рядом с храмом. И рядом упали, долго не могли отойти.

Когда пришли в себя, принялись очищать камни от грязи. А потом изумляться стали, на загадки надгробий свои догадки высказывать. Загадок много оказалось, и за каждой своя непростая история читается.

Первая: почему три эти камня оказались в таком необычном месте, не на кладбище? Нет там кладбища. Ничего нет. Была когда-то голая степь, над которой раскинулось водохранилище. Надгробия относятся к началу 20 века – значит, должны были располагаться, если не на кладбище, то уж точно на территории храма. Тем более что запечатлевают они уход в мир иной людей не простых.

Отец Николай считает, что надгробия кто-то выкинул с территории храма после революции. В те годы, вместе с церквями разоряли и всё, что лежало вокруг. Революция полумер не признаёт – крушить, так уж крушить на всю катушку. В Нижнем Чиру сегодня от шести храмов только один и остался: Петра и Павла. Да и тот пережил и разор, и запустение, и шельмование. Остальные нижнечирские церкви сгинули безвозвратно.

Неужто снова масоны?

Сами камни тоже необычны. Вот памятник из чёрного мрамора (дорогущее изделие!) изображает дерево с отрубленными ветвями. Существует несколько версий происхождения этого, довольно необычного, дизайна. По одной из них, такой памятник означал, что пресёкся род, на ушедшем закончилась династия. По другой – количество детей умершей. 

 

Существует также версия, что это знак масонов. Дерево – символ жизни. А пень с обрезанными ветками – символ перехода из земной жизни в неземную.

Трудно сказать, какая из трёх более всего подходит к нашему памятнику. Надпись удостоверяет, что когда-то под ним была погребена жена полковника Мария Георгиевна Борисова (?), скончавшаяся в 1910 (?) году. Буквы и цифры трудно читаются – кто-то, видимо, в порыве классовой ненависти изрядно потрудился, чтобы изуродовать плиту. Вандалы, увы, бывают во все времена. 

 

А о классовой ненависти уместно говорить ещё и потому, что в годы гражданской войны станица Нижне-Чирская стала центром восстания казаков 2-го Донского округа против большевиков. Кровушка и с той и с другой стороны обильно окропила здешние земли. Советская власть установилась в станице лишь в 1920 году, озверевшие победители отвели душеньку на всех и на всём, до кого и чего могли дотянуться. В том числе, и на захоронениях классовых врагов. И тут уж только Бог им судья.

Полковник и ктитор успокоились рядом

Два других памятника более традиционны. Под одним ровнёхонько 110 лет назад упокоился полковник Пётр Макарович Садчиков. Под другим в 1913 году – ктитор Троицкой церкви, гражданин Московской губернии (эвон, откуда перебрался на благословенные казачьи земли!) Георгий Мартынович Мартынов.

 

Здесь тоже есть странность. Ктитор – это церковный староста или персона, на счёт которой выстроен храм. Троицкая церковь действительно существовала в станице Нижне-Чирской, но среди её прихожан Георгий Мартынов не числится. Мы можем утверждать это, благодаря замечательной книжке «Верховое Донское казачество. Исторические сведения о станицах, хуторах и их жителях» нашего выдающегося учёного, краеведа Сергея Рябова. В ней приводятся подробнейшие и разнообразнейшие данные о населённых пунктах и людях казачьего края. 

 

С другой стороны, Георгий Мартынов мог построить Троицкую церковь и в Московской губернии, гражданином которой являлся. Храмы, посвящённые святой Троице, воздвигались по всей Руси-матушке. А здесь он был прихожанином Крестовоздвиженской церкви, тоже, увы, погибшей.

Кстати сказать, в числе прихожан этой церкви значатся и Борисовы, и Садчиковы. Так что, можно смело предположить, что все три надгробия когда-то располагались на территории Крестовоздвиженского храма. Но что происходило между начальной и нынешней точками их странствий, пока остаётся загадкой.

Так хочется надеяться, что только пока.

Крест и тамга из зазеркалья

Есть во дворе храма Петра и Павла и вовсе загадочный предмет. Это массивный камень (скорее всего, из песчаника) овальной формы. Неутомимый отец Николай обнаружил его в Липовой балке. Сам он считает, что это был, скорее всего, межевой камень, располагавшийся на границе земель. 

 

Но вызывают некоторую оторопь высеченные на нём изображения. Православный восьмиконечный крест выбит в зеркальном отображении – нижняя перекладина поднимается слева направо, а должно быть наоборот. Крест символизирует распятие Иисуса Христа. С ним вместе, как повествуют Евангелия, приняли мученическую кончину два разбойника. Тот, кто был справа от него, раскаялся в грехах, слева – так и умер разбойником. Поэтому перекладинка поднимается направо, указывая на возвысившегося духом.

Так же зеркально отображается и верхний рисунок, напоминающий рукописную букву «т». Это так называемая тамга – государственный герб крымских ханов. Или, как ее еще называют, трезубец Гираев. Именно Хаджи Гирай, потомок Чингисхана и первый крымский хан, утвердил тамгу как государственный герб. Почему и она перевёрнута – ещё одна пока загадка.

Как и то, что на одном древнем камне рядышком угнездились символы и православия, и ислама. Как вообще такое могло случиться? Видно, далеко не всё ясно во тьме прошедших веков.

И всё же главной достопримечательностью храма Петра и Павла остаётся сам отец Николай Охотников. Не щадя сил, после трудов праведных, он выбирается на просторы родного края, неустанно выискивает свидетелей и свидетельства богатейшей его истории и щедро делится ими со всеми, кто только пожелает. Если спросить его, зачем ему всё это нужно, он лишь искренне удивится самой постановке вопроса. Для него сохранять историческую память – так же естественно, как и дышать.

Вот кабы всем нам так. Может, совсем по-другому – проще и лучше – устроилась бы наша жизнь…

Обсуждение:

Геннадий Исаев

Краткая информация о чинах и наградах П. М. Садчикова -

08.07.2019 17:12:28
Геннадий Исаев

Ссылка на изображение почему-то не отобразилась, это был войсковой старшина 6-го донского полка, участник Крымской войны, был награждён орденами св. Станислава 3-й и 2-й ст., орденом св. Анны 3-й ст, и орденом св. Владимира 4-й ст. за выслугу лет.

08.07.2019 17:17:38
Марина

Точно такой же памятник, как на первом фото, ствол дерева со спилеными ветками стоит на кладбище в херсонской области с. Посад-Покровское на Украине и датируется 1907или 1914годом,еще с детства завораживал, а также много уже почти розрушеных каменных крестов со словянской письменностью

08.07.2019 17:27:32
Андрей

Ислам и православие вышли из единого царского (или семейского) христианства или правоверие, это первохристиане или староверы. Церковь марии Богородицы на Руси и марии Магдалены в Ливонии-Европе у катарских (татарских) воинских гарнизонов.

08.07.2019 17:48:43
Инк

НХ наше всё! ;)

08.07.2019 21:36:10
Василий

Я когда-то давно в Житомире на польском кладбище видел такие памятники-пни. Их там подавляющее колличество. Очевидно такая мода была у поляков.



09.07.2019 10:06:03
Тимур

Версия "пресёкся род" не катит, там надпись "от любящих детей"

09.07.2019 14:38:09
Женя

А мне кажеться, что не Борисова, а Бокирова.

09.07.2019 23:34:07
КОНСТАНТИН

НИчего удивительного в том, что на одном камне изображены христианский крест и мусульманская тамга - вплоть до 17 в. на Руси было двоеверие, то есть, русские были одновременно и христианами, и мусульманами. Называлось это правоверной религией. Не случайно на древнерусских иконах и фресках русские бояре изображались в чалме, а на православных храмах красовались не кресты, а полумесяц. И никому не приходило в голову говорить о борьбе христианства и ислама, это была единая русская религия. Раскол произошел уже при Романовых, его основу заложил Филарет Романов, который за время своего якобы "польского плена" набрался там европейской ереси и, прибыв в Россию, принялся первым исправлять древние богослужебные книги. А патриарх Никон этот раскол завершил. В Европе Филарету Романову внушили, что ислам является врагом христианства, с тех пор эта ересь возобладала и в России, к сожалению. Хотя, на самом деле, православие, в культурно-религиозном и духовном плане, гораздо ближе к исламу, нежели ортодоксальному христианству, а тем более, католичеству...

10.07.2019 21:41:47
Сергей

Вы несете сущую чепуху. Все что пишете - ложь. А сам Вы похоже провокатор и проводник ереси экуменизма.

11.07.2019 11:54:01
Sergey

Сергей, если не разбираетесь в вопросе, лучше промолчите. А лучше почитайте-изучите, а потом выскажите мнение.

На оружии и доспехах руских князей и царей есть надписи как на родном языке так и на арабском. Правде есть версия, что наши мастера просто срисовывали понравившийся орнамент (как сейчас некоторые делают татуировки с иероглифами, а ля "лапша быстрого приготовления"), НО, тогда бы текст был бы или несвязный или условно о "лапше", а там все чётко и к месту.
Ходят версии что у нашего патриарха на посохе и омофоре тоже вязь присутствует, а это не хухры-мухры, а древние реликвии, которые передаются давно...
Библиотеки и музеи в помощь, а не только педивикии

11.07.2019 15:41:10

Вас заинтересует:

Возврат к списку