Дворец культуры им.Кирова был глотком культурной жизни на юге Волгограда
#Геометка
24 июня 2019, 16:36
Виктория Шадчина / Геометка
Отчаявшись биться да возрождение ДК им. Кирова, знаменитая на всю Россию бабушка-поисковик Дея Вразова просит сделать в этом уникальном, но брошенном на произвол судьбы здании, театр для жителей южной части Волгограда.
Для многих поколений жителей Кировского района ДК им. Кирова на протяжении полувека был центром культурной и духовной жизни. Здесь работали кружки и секции для детей и взрослых, самодеятельные коллективы, имелся свой театр и оркестр. Только одна цифра: в 1959 году в ДК было установлено в разных залах 12 елок и 10 тысяч детишек вместе с родителями праздновали здесь Новый год.
Что говорить, старейший народный хор, организованный в послевоенном Сталинграде, появился именно здесь. А в победный 1945 год молодым девчонкам в ситцевых платьях и со звонкими голосами рукоплескала вся Москва (кстати, хор до сих пор жив, но родной ДК, увы, не может принять его).
Сегодня очаг культурной жизни представляет собой жалкое зрелище. Снаружи – это выбитые окна, обрушенные куски штукатурки на фасаде, протекающая крыша, внутри - полная разруха.
С Деей Вразовой мы прогуливаемся по парку вокруг Дворца культуры. По ходу она мне рассказывает про весь масштаб бедствия, который творится не только в делах, но и в головах. Показывает на две огромные горы мусора, которые образовались в парковой зоне Дворца культуры после субботника.
- А нам так хотелось здесь сделать Пахмутовский уголок, сюда ведь приходят все жители Бекетовки – больше-то гулять негде! В другом крыле парка – памятник Пушкину, установленный еще в 1953 году. К нему приходят молодожены, а здесь ни лавочек, ни дорожек - ничего, только мусор, - говорит с горечью Дея Вразова.
Мы подходим к величественному некогда зданию, двери которого – это достоверный факт – не закрывались ни днем, ни ночью. Сейчас тут все на замке. Внутри вахтер, которая откликается на голос Деи Вразовой. Она – как ключик к тем дверям, которые уже давно никому не открываются.
- Здесь у меня, как у поисковика, было рабочее место, - объясняет она. - Когда в 2008 году появилась надежда, что ДК отреставрируют, у нас– жителей Бекетовки, словно второе дыхание открылось. И праздники проводили, и секции работали, и, насколько могли, восстановили сгоревшую библиотеку. Но реставрации мы так и не дождались, состояние здания с каждым годом все хуже.
Мы проходим внутрь. На входе много лет назад посетителей встречали две кассы – театральная и кинозалов. Сейчас нас встречает разруха. В холле тоже всюду мусор, куски выбитой штукатурки на колоннах, стенах, потолке. Жуткая атмосфера заброшенного дворца.
- Когда ДК начал немного цепляться за жизнь, в холле проводили мероприятия – новогодние елки, танцы клуба пожилых людей, - рассказывает Дея Вразова. – Но продлилось это недолго.
Из большого холла сейчас путь один – на второй этаж. Раньше можно было пойти в правое крыло, где располагались кружки и секции, в левом крыле – библиотека и кинозал. Все эти крылья дворца теперь сломаны. Над кружковой частью нет крыши, кинозал с библиотекой выгорели.
Пожар, случившийся в ДК, уничтожил более 25 тысяч экземпляров книг, помещение и оборудование библиотеки. Библиотекари стояли и плакали, так как на их глазах горело здание и книги, с которыми они проработали по двадцать и более лет. Списать пришлось много художественных альбомов. Глянцевые страницы склеились от влаги, в части книг образовался грибок. Уцелело совсем немного.
Вместе с Деей Вразовой мы поднимаемся в вестибюль театра. Некогда богатый зал с паркетом, колоннами, лепниной, сверкающими люстрами, сейчас - будто разрушенный после войны город. Вход в театральный зал забит досками, заходить туда опасно для жизни, над залом давно нет крыши. И уникальная сцена с оркестровой ямой, на которой дважды пела легендарная Лидия Русланова, выступали Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, Людмила Зыкина, хор имени Пятницкого и многие другие звезды советской эстрады, разрушается под открытым небом.
- Это здание – уникальное, его беречь надо, - говорит Дея Вразова. – Его начали строить в 1937 году, во время войны оно было недостроенное. Отделкой занимались уже после войны. Открывали ДК весной 1953 года. Но самодеятельность во Дворце культуры начала развиваться задолго до открытия. Сюда приезжали студенты театральных вузов, чтобы помогать налаживать самодеятельность. Первый сталинградский хор зародился в 1944 году в заводской пожарке. Еще не было лицевой отделки, на стенах была кирпичная кладка, но уже репетировал духовой оркестр.
Бабушка-поисковик сетует, что уже не знает кому писать, чтобы спасти историческое здание.
- Мне хочется, чтобы восторжествовала историческая правда. Когда был уничтожен Сталинград, то его административные, учебные, культурные учреждения разместились в зданиях посёлков Бекетовка и СталГРЭС. Здесь, в Бекетовке возрождался Сталинград. Как родная, заботливая «мамка» Бекетовка помогла городу в войну. Теперь «мамка» постарела и сама просит помощи. Верните нам дворец - больше мы ничего не просим!
Вас заинтересует:
Яркие фрагменты истории СССР: о чем рассказывают мозаики Центрального рынка Волгограда
В сердце Волгограда, в здании Центрального рынка, расположены два мозаичных панно, созданных талантливым и знаменитым художником и монументалистом Михаилом Пыштой в 1973 году: «Приглашение гостей» и «Труженики поймы». Эти произведения искусства не просто были украшением торгового зала, но стали символами трудолюбия и гостеприимства, олицетворяя дух своего времени.