/eksperty/84667/
Дмитрий Скоробогатченко
Дмитрий Скоробогатченко

Доктор технических наук, профессор Института архитектуры и строительства ВолгГТУ

В погоне за сиюминутной прибылью нарушители выводят на маршрутные линии «развалюхи»

– В конце 1990-х – начале 2000-х годов маршрутная сеть Волгограда развивалась стихийно. Коммерческие перевозчики хаотично открывали новые направления, не проводя глубинных исследований пассажиропотока. Вследствие этого некоторые возникшие маршруты закрывались из-за нерентабельности, а другие сохранялись – из-за дублирования востребованных волгоградцами муниципальных направлений.

Между тем, автобусы и троллейбусы всегда отличались регулярным движением, четким соблюдением расписания и прозрачным ценообразованием – коммерческие перевозчики эти условия работы соблюдали и соблюдают далеко не всегда. Основной принцип их работы заключается в получение прибыли, поэтому они выстроили свою работу так, чтобы охватить как можно больше платежеспособных пассажиров. Маршрутки специально ездили перед автобусами и троллейбусами, собирая платежеспособных пассажиров. При этом социальная нагрузка по перевозке льготных и маломобильных категорий пассажиров осталась на муниципальном общественном транспорте. Потеря основного пассажиропотока привела к тому, что муниципальным транспортным предприятиям грозила утрата возможности выполнять свои основные функции. История России знает такие примеры, когда хаос в транспортной системе города, засилье маршрутных такси привел, например, к исчезновению трамваев. Этот социально значимый и удобный вид муниципального транспорта перестал обслуживать жителей Астрахани и Саратова.

Стихийно открывавшиеся коммерческие линии, на которые вышли тысячи микроавтобусов, создали огромную нагрузку на дорожно-транспортную сеть Волгограда. Вследствие этого снизилась пропускная способность дорог и возрос уровень аварийности. Сейчас в Волгограде взят курс на наведение порядка в транспортной системе, в приоритете – официальные и добросовестные перевозчики. Именно безопасность и комфорт пассажиров – это основной вектор развития городского транспорта.

Тем не менее, по городу продолжают следовать так называемые «заказные» микроавтобусы. Их техническое состояние оставляет желать лучшего, и это мягко сказано. На этом подвижном составе его владельцы предлагают горожанам поездки по сознательно заниженной цене, потому что только демпинг позволяет привлечь пассажиров, но он же лишает владельцев возможности содержать транспорт в технически исправном состоянии, вовремя ремонтировать и обновлять его. В итоге в погоне за сиюминутной прибылью такие горе-предприниматели ставят под угрозу жизни и здоровье участников дорожного движения и в первую очередь своих пассажиров.

Но решив сэкономить несколько рублей на проезде, нельзя быть уверенным, приедешь ли домой или к месту работы целым и невредимым или доберешься ли до пункта назначения вообще. На собственной безопасности экономить, однозначно, не стоит.

Кроме того, беспорядочное движение по основным улицам большого числа таких якобы «заказных» маршрутных такси приводит к транспортной перегрузке магистралей. Этот транспорт ко всему прочему игнорирует наличие выделенных полос для движения общественного транспорта в Центральном районе, что уменьшает эффект от внедренных в схему дорожного движения нововведений.