Вторник 19 Февраля, 2019 г.
Доллар 66.7 Евро 75.25
СЏСЃРЅРѕ -7° C Волгоград
Показать ленту новостей

В волгоградском ТЮЗе высадился десант философов

Владимир Апаликов / Культура
11 Февраля 2019 05:05
295
Фото: РИАЦ
В волгоградском ТЮЗе состоялся необычный спектакль «Очень простая история». За которым последовало столь же необычное обсуждение.

И стремглав побежала жизнь


Прошёл по залу пасечник, попыхивая дымарём. Весь в белом, лицо закрыто густой сеткой. Поднялся на сцену, забрался на крышу покосившегося сарая. Оттуда пустил густым дымком – полезли на свет потревоженные обитатели: Лошадь (Наталья Стрельцова), Корова (Елена Бабкина), Пёс (Андрей Селивёрстов), Петух (Евгений Жданов). Выглянула из оконца Свинья (Татьяна Доронина).

И стремглав побежала жизнь.

С бедами, с радостями, с трагедиями, с невозможностью так жить, с ликованием, любовью, беспросветностью… Словом, началась обычная жизнь, за которую часто не знаешь, то ли благодарить Пасечника, то ли отмантулить его же дымарём.

За живностью присматривают люди: ухватистый Хозяин (Василий Каменецкий), работящая безропотная Хозяйка (Маргарита Ланцева). Подрастает дочь Дашка (Кристина Кирпиченкова). Впрочем, ей не до хозяйства, она вся тонет в своей любви к соседскому парню Алёшке (Владимир Гордеев). Вносит сумятицу в эту колготу пьющий Сосед, отец Алёшки (Валерий Краснов).

Вот такая диспозиция, на фоне которой разворачивается эпопея о состоянии Человечества, включающего и вышеназванное домашнее зверьё. Да-да, не более и не менее: Че-ло-ве-чест-ва! Ибо режиссёр-постановщик Альберт Авходеев, вместе с автором пьесы Марией Ладо, с изумительным художником Натальей Беловой ставит вопросы, на которые каждый из живущих даёт ответы сам для себя, но на которые ответить невозможно.

Что такое любовь и смерть? Для чего мы живём? Почему умираем? Нужно ли жить для других? Твари ли мы дрожащие или право имеем? И ещё много-много-много тревожащих, будоражащих вопросов.

В спектакле найден великолепный ход: поступки людей рассматриваются и оцениваются с точки зрения животных. И становится не понятно, кто у кого под присмотром. Помыслы и действия двуногих, по здравому разумению, выглядят, по меньшей мере странными. Зачем они так стремятся заполучить кучу денег, если на них нельзя купить даже крыльев для полёта? Зачем они приобретают много одежды, если она у них уже есть? Зачем они хотят убить своего ребёнка, если он может родиться и вырасти? Ведь никто же не убивает в себе щеночка, жеребёночка, телёночка.

Ах, если бы люди могли слышать эти размышления братьев своих меньших! Может быть, тогда они смогли бы жить не так по-скотски. Но, увы, слышит их лишь нетрезвый Сосед, изрядно хватанувший украденной самогонки. А, услышав, не сможет больше существовать на этой прекрасной планете, сияющей в бездонной черноте Вселенной.

Выходит, неблагодарное и опасное это занятие: вдумываться в то, как и чем ты дышишь. Вдруг и в самом деле начнёшь жить не для себя, а для других. Говорить то, что думаешь, а не то, что нужно. Не сотворять себе кумира и не поклоняться ему. Быть готовым положить жизнь за други своя. Соблюдать простые заповеди, произнесённые и записанные много тысяч лет назад.

Заповеди – и впрямь простые. Но жить по ним – так хлопотно.

А оно нам надо?

Но, может быть, именно так и надо?..

Мы все прошли через очищение

Вопросы, поставленные спектаклем, вызвали живейшее обсуждение на дискуссии, состоявшейся после спектакля. Остались более полусотни зрителей и все актёры, игравшие в «Очень непростой истории». Обсуждение возглавил целый десант преподавателей и магистрантов волгоградских вузов: доцент РАНХиГС Юрий Ветютнев, кандидат философских наук Владислав Гуренко, филолог Валерия Копанева, лингвист Илья Селезнёв.

Дискуссия продлилась более часа, и продолжалась бы далее. Но всё хорошее тоже должно когда-нибудь заканчиваться. Вот основные тезисы.

– Вопрос «как жить», поставленный спектаклем, относится к категории философских. Человечество постоянно ищет ответы на него. Спектакль не даёт однозначного решения, но побуждает зрителя, самостоятельно искать ответ.

– Нам показали замкнутый мир, в котором жить тяжело, ужасно, беспросветно. Но есть и хорошие новости: многие хотят жить по-другому.

– Спектакль показывает вечную борьбу Добра со Злом, которая проходит с переменным успехом.

В спектакле явственно выражена тревога за наше общее будущее. Оно пока ещё скрыто, ещё находится в утробе. Есть силы, которые не хотели бы выпустить его в мир, оставаясь в карете прошлого и настоящего.

– Огромное спасибо режиссёру, всей постановочной группе, замечательным актёрам за спектакль. Такого воздействия, такого восторга я не испытывал ещё нигде и никогда.

– Да, в жизни можно много встретить опустившихся людей. легче всего пнуть их или просто пройти мимо. Театр доказывает нам, что им можно и нужно помочь приподняться. Это трудно, но можно хотя бы попытаться.

– Спектакль необходимо показывать подрастающему поколению. Он воспитывает, учит добру, учит жизни гораздо эффективней, чем многословные нотации и нравоучения.

– Мы увидели библейскую историю сотворения мира. Мы увидели, каково приходится людям, забывшим заповеди Божьи. И мы все прошли через очищение.

– Я смотрела этот спектакль в третий раз. Плакала и не стыдилась слёз, потому что плакали и все, кто был со мною рядом. Я благодарю театр за эти радостные слёзы. Спасибо, спасибо, спасибо!
Обсуждения (0):

Возврат к списку