96452/

Премьера «12 стульев» в Волгограде очистила и освежила окружающий мир

#Культура 3 ноября 2018, 10:09 Владимир Апаликов / Культура
В Музыкальном театре грянула первая премьера наступившего сезона. Именно – грянула. Хотя её и ждали. Так часто бывает с весенними грозами: их ждёшь, знаешь, что вот-вот прольются. Но они всегда приходят неожиданно.

О том, что театр взялся за постановку мюзикла по роману блистательного дуэта Ильфа и Петрова «12 стульев», в городе знали давно, истинные театралы считали дни до 2 ноября, до премьеры. А она всё равно обрушилась неожиданно, изрядно очистив и освежив окружающий мир.

Александр Кутявин и его соратники поставили необычный спектакль. Необычный, прежде всего, по форме. Это своеобразные путевые заметки от автора, пожелавшего остаться неизвестным. Он мотается по стране, знакомится с людьми, заносит записи себе в блокнот. Пока не расшифровывая их, лишь даёт краткие яркие характеристики встречных и поперечных. И зритель, будто расположившись в мягком купе, видит проносящиеся мимо пейзажи, заводит короткие знакомства и вообще развлекается на полную катушку.

Смена впечатлений происходит поистине с кинематографической быстротой. Зрителю некогда вздохнуть. Только что он был в заштатном городишке, где жизнь течёт по раз и навсегда расчерченному чёрно-белому графику, и вот он уже в разноцветной Москве, в центре суматошного столичного вихря. Не успевает оглядеться, – ан уже перенёсся на курортные воды, окунулся в беззаботную белополотняную эйфорию.

Трудно поверить, но все эти перемещения достигаются всего лишь слаженным движением ширм и смешением костюмных расцветок. Художник-сценограф Алексей Михальчёв и художник по костюмам Ирина Елистратова создают удивительно гармоничную атмосферу времени и места, несущую в себе сияющий эффектный праздник.

Это ощущение праздника пронизывает весь спектакль, как всегда бывает в путешествии без определённой цели, когда тобой движет лишь стремление хорошенько отдохнуть от повседневности. Тем более что и музыкальная основа выстроена с отменным знанием дела, да ещё и находится в руках нашего замечательного Маэстро Вадима Венедиктова. Музыка звучит, почти не умолкая, как из вагонного динамика. С той разницей лишь, что эту музыку хочется слушать и слушать.

Здесь нельзя не сказать о безупречной работе хора (хормейстер-постановщик Татьяна Кузнецова). Волею постановщика хористы оказываются в самых неожиданных местах и ситуациях. Но свою линию гнут, куда и как надо.

Так же, как и балет (хореограф-постановщик – несравненная Елена Щербакова). У данного спектакля есть одна особенность: он чрезвычайно населён персонажами. И не просто статистическими фигурами, поющими или танцующими. Хористы и танцоры явно получают удовольствие, исполняя свои актёрские партии. Каждая из них имеет свой облик, свой характер, свой рисунок роли, не смешиваясь и не повторяясь. Оттого, несмотря на всю условность сценического действия, остаётся впечатление несущейся перед глазами настоящей жизни, с живыми интереснейшими людьми.

С такими, например, как инженеры Щукины. Авторы спектакля несколькими насыщенными мазками создали портрет целого явления в нашей буче. Его можно обозначить как: оголтелые барды. Какая бы беда ни настигала персонально их или целую страну, они сохраняют безудержный оптимизм, радуясь лишь тому, что получили ещё одну тему для спевки. И звенят под гитару радостные голоса, восхищаясь уже одним лишь разрешением петь.

Иногда автора путевых заметок в спектакле привлекает какая-то встреча. Тогда описание становится подробней, встретившийся человек раскрывается полней и надолго западает в душу.

Вот – вдова Грицацуева. И в романе, и в экранизациях мы знаем, что она немолода, располагает арбузными грудями и вообще дура дурой.

Здесь мы видим настоящую красавицу (Анна Стрельбицкая). Да, конечно, не первой молодости, но отнюдь – не дуру. Это глубоко и всерьёз страдающая женщина. Которая поверила, что можно спастись от одиночества, и тут же все её надежды терпят крах. Монолог Грицацуевой в исполнении Анны Стрельбицкой – это нечто феноменальное, с неожиданным признанием: «Я счастлива быть брошенной тобой». Подобное может сказать лишь, глубоко чувствующая женщина. Здесь же надо слышать ещё, КАК это сказано!

И, конечно, в спектакле действует потрясающий Ипполит Матвеевич! Андрей Жданов, как Наполеон, нашёл свой Тулон. Да простится столь высокопарное сравнение, но здесь любые параллели будут уместны. Андрей Жданов убедительно доказывает, что его актёрский арсенал неисчерпаем, что ему по плечу любые роли. Ждановский Ипполит Матвеевич далеко ушёл от романного предтечи, это не просто искатель богатств – да и не бриллианты он ищет. Ему нужно обрести точку опоры в бесприютном существовании. Её нет – и это огромная безысходная трагедия одинокого человека, которую Андрей Жданов передаёт с нестерпимой болью, чуть ли не физически ощущаемой в зрительном зале.

И, наконец, Остап Бендер в исполнении Александра Куприна. Молод, красив, невероятно обаятелен. Такой Остап привычен. Он очаровывает, вызывая, как говаривали в годы проклятого застоя, чувство глубокого удовлетворения: и наш, мол, не хуже.

И в финале – ещё одно сравнение. В анонсе о премьере мы сообщали, что Музыкальный театр доколачивает последний гвоздь в декорацию «12 стульев». 

Гвоздь, как нам кажется, оказался золотым…

Обсуждение:

Вас заинтересует:
В Волгограде показали, как будет выглядеть ЦУМ после реконструкции
В Волгограде показали, как будет выглядеть ЦУМ после реконструкции
Здесь будут организованы обширные экспозиционные залы, интерактивные пространства, выставки из крупнейших собраний и собственных фондов музея, творческие лаборатории и мастерские, показы актуального искусства, детский центр, дополненная реальность, художественные салоны, концертный зал и арт-кафе.
#Культура вчера в 18:14
Центр Пахмутовой и музей Машкова: в Волгограде озвучили планирование ЦУМа после возрождения
Центр Пахмутовой и музей Машкова: в Волгограде озвучили планирование ЦУМа после возрождения
Сегодня состоялось подписание договора о реконструкции легендарного здания.
#Культура вчера в 16:43
В Волгограде директор главной библиотеки России призвал к локальной идентичности
В Волгограде директор главной библиотеки России призвал к локальной идентичности
Сегодня в Волгограде на площадке РИАЦ провёл пресс-конференцию генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда.
#Культура вчера в 16:13
В Волгограде к юбилею Александры Пахмутовой выпустят памятную монету
В Волгограде к юбилею Александры Пахмутовой выпустят памятную монету
Монета была отчеканена в 2019 году. Но, по словам автора, ее растиражируют для широкой общественности.
#Культура вчера в 13:49
Волгоградцам 5 докторов наук расскажут, что такое сон
Волгоградцам 5 докторов наук расскажут, что такое сон
В Волгограде состоится премьера документального фильма «Как Иван Пигарёв сон изучал».
#Культура вчера в 10:34
Топ новостей
Опрос