«На трамвае по истории города» - экскурсионный трамвай Волгограда открывает летний туристический сезон и приглашает всех желающих проехать по маршруту трамвая старого Царицына, познакомиться с историей города и его достопримечательностями.
Маршруту, разработанному региональным Агентством развития туризма совместно с МУП «Метроэлектротронас», уже третий год. Он проходит по историческим улицам города, где сохранился единственный участок бывшей царицынской трамвайной линии.
К слову, Царицын стал первым городом в дореволюционной России, где 9 апреля 1913 года появилась первая трамвайная линия.
- В апреле этого года наш трамвай отметил 105-летие. Трамвайное, а впоследствии троллейбусное движение неразрывно связано с историей нашего города. Поэтому, когда нам предложили принять участие в проекте, мы были уверены, что экскурсия будет интересна не только нашим жителям, но и гостям города-героя, и поддержали проект, - сказала ведущий специалист отдела по связям с общественностью МУП «Метроэлектротранс» Надежда Бутримова.
Экскурсия «На трамвае по истории города» начинается у памятника трамвайному вагону серии «Х», который был установлен в Комсомольском саду, недалеко от бывшего кинотеатра «Победа».
- Хочу обратить ваше внимание, что в этом году царицынскому трамваю исполнилось 105 лет. Пять лет тому назад здесь был установлен памятник трамвайному вагону. Именно такие, серии «Х», получившие название от первой партии, отправленной в город Харьков, ходили по улицам нашего города с 1929 по 1967 года, - начала свой рассказ экскурсовод Маргарита Пронина. – Они вмещали от 20 до 40 пассажиров. За год пассажиропоток этого транспортного средства достигал 90 миллионов человек.
У первых трамваев не было дворников на лобовых стеклах, от запотевших и заледеневших стекол было два универсальных средства – мешочек с солью и деревянная лопатка: мешочек прикладывался к стеклу, соль разъедала наледь, а потом деревянной лопаточкой очищали окно. И сейчас водители троллейбусов и трамваев используют этот старый метод.
Любопытный факт: такие вагоны не отапливались зимой и у вагоновожатого не было сидения, всю смену – 8 часов - он находился на ногах. Жительница Волгограда Альбина Николаевна Капустина в начале 60-ых годов начала свою профессиональную деятельность водителя трамвая именно с такого вагона.
- Еще школьницей я приезжала в гости к своей тёте, которая работала кондуктором трамвая. Она часто брала меня с собой. Мне эти путешествия очень нравились, и я решила, что после школы приеду поступать на курсы водителей трамвая, - рассказала Альбина Николаевна. – В марте месяце 1961 года я окончила двухнедельные курсы и вышла на стажировку. Первые свои рейсы я сделала на трамвае серии «Х». Проработала 14 лет, за это время было много курьёзных случаев. Но один из них я вспоминаю с особым волнением: при спуске в моста в Краснооктябрьском районе манометр не нагнал достаточно воздуха для торможения, и вагон понесся с горки на всей скорости, а там, внизу, проспект Ленина, дорога, машины… Благодаря тормозной колонке все же удалось затормозить. Я думала, что за эти несколько минут поседею.
Со станции «Детский центр» участники экскурсии продолжают свое путешествие на современном трамвае по улицам Баррикадная, Ким, Рабоче-Крестьянская, которые во времена Царицына образовали так называемый Зацарицынский форштадт. Именно там сохранился единственный участок бывшей царицынской трамвайной линии.
- В 1899 году царю было написано письмо с просьбой построить в Царицыне трамвайную линию. На строительство требовался 1 миллион рублей. Ждать разрешения пришлось 4 года, а к строительству приступили лишь в 1911 году. Первый трамвай вышел на линию еще через два года, - продолжает свой рассказ Маргарита Пронина.
Закончилась экскурсия в парке имени Саши Филиппова в Ворошиловском районе. Здесь экскурсантам рассказали о скульптуре «Ангел» работы известного волжского скульптора Сергея Щербакова. В основание статуи заложена капсула с мечтами и пожеланиями волгоградцев. Скульптура уже прослыла среди местных жителей чудодейственной: если загадать желание и подержать ангела сначала за ступни, а потом за два крыла, желание обязательно сбудется.
Следующем пунктом стал монумент Саши Филиппова, где захоронен 17-летний герой, его соратница Мария Ускова и их товарищ, имя которого до сих пор не установлено. В декабре 1943 года их казнили фашисты.
В конце встречи экскурсантов познакомили с еще одной достопримечательностью нашего города – скульптурой «Царицынский кондуктор», которая появилась рядом с рестораном «Княгининский двор» в 2015 году.
- К сожалению, ни одной фотографии царицынских кондукторов до наших дней не сохранилось. Они остались лишь в описании инженера Владимира Радцига, заведующего строительством царицынского трамвая в 1911–1913 годах, - говорит Маргарита Пронина.
В апреле-мае скульптура кондуктора становится местом паломничества учащихся и студентов. Говорят, что если потереть за его билет, а потом подержаться за нос, то ЕГЭ решается на «отлично» и любая сессия сдается. За несколько лет трамвайный билет и нос натёрли до блеска.
- Полагаю, это место привлекает студентов не случайно. Раньше здесь находился ученический квартал. В конце улица располагалась вторая мужская гимназия, теперь это один их корпусов педагогического университета, и церковно-приходская школа, - пояснила экскурсовод.
Отметим, за два года существования туристической экскурсии
«На трамвае по истории города» она стала одной из самых популярных у горожан и гостей города – ее посетили более 3,5 тысячи человек. Маршрут уже прошел экспертную оценку на федеральном уровне и будет представлен гостям и болельщикам ЧМ-2018 в числе других увлекательных экскурсий.
Напомним, с 14 июня по 15 июля 2018 года Волгоград примет матчи ЧМ-2018. Поддержать команды приедут гости и болельщики из разных регионов России и стран мира, которым помимо просмотра матчей предложат ознакомиться с главными достопримечательностями города-героя, архитектурой дореволюционного Царицына, прогуляться на теплоходе по Волге, посетить этнографические комплексы и природные парки, попробовать местную кухню.