Регулярные рейды выявляют «старые» транспортные средства, перевозящие пассажиров, по отмененным маршрутам.
Бывшие направления №№2с, 15с, 8а, 10, 10а, 96, 90а, 9, 7к, 14, 19, 52, 77, 59з, 46 и 46к стали «заказными». Официально они были отменены еще весной этого года, однако машины продолжают по ним следовать с новой табличкой – «Заказной». Как выясняется, горожане «заказывают» порядка 1000 таких транспортных средств, из которых абсолютное большинство – микроавтобусы «ГАЗель» возрастом более 10 лет. Рейды показывают, что эти «старушки» имеют многочисленные технические неисправности и нарушения технического регламента, в том числе и такие, при которых и вовсе запрещается эксплуатация ТС.
За многими подобными перевозками (за исключением машин под №№96, 90а, 59з, 46 и 46к) стоит одно конкретное лицо – индивидуальный предприниматель. Есть сведения, что этот ИП не имеет постоянной регистрации в Волгограде, а значит, официально предъявить ему копии протоколов и других официальных документов не представляется возможным – процесс привлечения юрлица к ответственности за организацию небезопасных перевозок усложнен.
Впрочем, однажды, в 2016 году, суд уже запретил этому псевдоперевозчику осуществлять свою деятельность. Но неуловимый ИП создал «клон» и продолжил незаконные перевозки, к которым привлек одиночных владельцев «ГАЗелей»: таковыми летом 2017 года, после закрытия ряда направлений, изобиловал рынок услуг. Среди желтых микроавтобусов, оказавшихся не у дел, было немало машин, не отвечающих требованиям официальных перевозчиков, - водители-владельцы таковых транспортных средств не смогли найти место в их ряду, потому и примкнули к нелегальному бизнесу.
С нарушениями в работе тормозных систем и рулевого управления микроавтобусы выходят на 16 несуществующих маршрутов, а водители не проходят положенного в таких случаях медицинского освидетельствования на выявление заболеваний, не совместимых с управлением ТС, и алкоголя.
Статусу «Заказных» перевозки не соответствуют: на таковых не должно быть номера маршрута, а водители по пути следования не могут осуществлять посадку и высадку случайных пассажиров. Дело в том, что с так называемыми «заказчиками» необходимо составлять договор, которых ни один горожанин, пользующийся услугами официально не признанных маршруток, не заключал.
Нелегальные перевозки – это еще и теневая выручка. В ней, как правило, заинтересованы разведенные мужчины, не желающие платить алименты своим детям, воспитывающимися матерями. И, конечно же, сами «работодатели». Ответственности перед пассажирами при таком подходе никто из них не несет, при этом маршрутчики выходят на так называемые «заказные» рейсы в часы-пик, водят микроавтобусы агрессивно, допуская падение пассажиров: для них главное – получить выручку тогда, когда транспорт максимально востребован.
Нехитрая математика: если средняя месячная заработная плата водителя пассажирского микроавтобуса составляет минимум 20 тысяч рублей, а на «заказных» направлениях курсирует тысяча машин, на которых работают посменно двое, то неучтенный городом доход составляет порядка 40 млн рублей в месяц. Подоходный налог (13%) в этом случае - 5,2 млн рублей в месяц или 62,5 млн рублей в год. На эти средства можно комплексно отремонтировать 2 км волгоградских дорог или благоустроить 3 парка. Или отремонтировать 2 детских сада.