Руководитель ТЮЗа Альберт Авходеев поставил спектакль «Неформат». В его основе – пьеса известного американского сценариста и драматурга Нила Лабюта «Жирная свинья».
Собственно говоря, постановщик предложил нам еще один вариант старой схемы взаимоотношений «красавица и чудовище». Тот же «Аленький цветочек». Но только с очень большими вариациями.
Начать хотя бы с того, что в спектакле главный герой – не красавица, а красавец. Красивый, вполне благополучный, пристроенный по жизни парень Том (Игорь Гришалевич). Чудовищем же выступает девушка Элен (Ирина Талай). Ну, не то, чтобы впрямь чудовище, но оооочень большая девушка, чтобы не сказать –
толстая.
Да дело даже не в ее исполинских параметрах – в конце концов, свое тело можно втиснуть в общепринятые рамки хотя бы с помощью диет и скандинавской ходьбы. Но эта девчонка еще и всегда открыто говорит то, что думает, а уж это-то ни в какие рамки не вгонишь. Ну, разве ж не чудовище?
А дальше всё, как в сказке: любовь, любовь, любовь. И суетятся окружающие, которые никак не могут понять, чего уж такого притягательного красавец нашел в этом монстре. И всячески стараются уберечь его от страшной, по их мнению, ошибки. Разумеется, руководствуясь исключительно добрыми мотивами.
Здесь очень убедительны обаятельнейший Альберт Шайдуллов в роли друга главного героя – Картера и Тамара Чернявская – Дженни, бывшая девушка Тома, будто сошедшая со страниц журнала моделей. Уж так искренне они хотят отвадить Тома от чудовища, заполучившего его в свои сети, уж так стараются. У Дженни, конечно, присутствуют свои личные причины, но Картер бескорыстен, а потому более жесток.
Молодые актёры, исполнители главных ролей, кажется, не на шутку прониклись судьбами своих героев. Что называется, плотно влезли в их шкуру, и в финале начинаешь всерьез опасаться за них. Не за персонажей – за актёров. Ничего не попишешь – волшебная сила искусства затрагивает не только зрителей. Режиссер безжалостно ставит актёров в острые ситуации, повергает в рискованные мизансцены, но и Игорь Гришалевич, и (особенно!) Ирина Талай остаются в них предельно органичными, вызывающими сопереживание и соучастие у зрителей.
Альберт Авходеев придал известному сюжету новую актуальность, внушающую тревогу за нравственное состояние сегодняшнего общества. И прибег для этого к впечатляющим средствам. С безукоризненным вкусом подобрано музыкальное сопровождение. Извините за штамп, но оно стало полноправным участником действия. Уже одно оно по-настоящему волнует и тревожит.
Для режиссера нынешние реалии однозначно неприемлемы, здесь он резок, категоричен, оттого в спектакле превалирует черно-белое одеяние (Альберт Авходеев выступил, вместе с несравненной Людмилой Тереховой, и автором художественного оформления). И действует такая же черно-белая массовка, подтанцовка, старинный театральный хор, если хотите.
Юноши и девушки двигаются, словно кем-то и когда-то заведенные шестеренки (здесь нельзя не отметить без дураков выдающуюся работу хореографа из Санкт-Петербурга Елены Прокопьевой). Их механические движения, исполненные, впрочем, какой-то обволакивающей красоты, запрограммированы и не могут быть другими. Среди них есть место и Картеру, и Дженни, и даже Тому. Но не Элен. Она здесь – лишняя, лишняя, лишняя…
И кончается сказка. И начинается жизнь. Такая вот, кем-то запрограммированная, механическая жизнь. Будь она неладна!..