На сегодняшний день рекламное законодательство России устанавливает ряд запретов на рекламу алкоголя в СМИ. Однако, пытаясь обойти законодательство, рекламодатели и рекламораспространители используют различного рода уловки.
На днях Волгоградским УФАС России вынесло решение о признании ненадлежащей рекламой алкогольной продукции (пива) следующий текст: «Лучший ассортимент рыбы, пикантных закусок и пенных напитков собственного производства вас ожидает в сети магазинов «Пивная четверть». Вкуснейшая рыба холодного и горячего копчения, а также соленая, вяленая и прочие радости для жаркой поры. Сеть магазинов «Пивная четверть» : ... Ждем всех кого мучает жажда и потянуло на солененькое!» Реклама транслировалась на радиостанции «Апрель» в Михайловском районе.
Рекламораспространитель утверждал: в рекламе нет непосредственного продвижения пива как алкоголя, а наименование магазина «Пивная четверть» не говорит прямо о том, что здесь продают алкогольную продукцию (пиво). А название выступает в значении «бочка, пинта», что не имеет отношение к пиву.
УФАС не поленилось обратиться к исторической справке и парировало: в 19 веке «четверть» использовалась как мера объема жидкости, определяемая как ¼ ведра или 3,0748 литра, и использовалась главным образом для вино-водочной продукции, делилась на 5 водочных или 4 винных бутылки.
Однако, в наше время антимонопольный орган все же оценивает рекламу с точки зрения обычного современного потребителя. И тут на помощь пришел Интернет-поисковик, где после слов «пивная четверть» выдаются ссылки на различные магазины алкогольной продукции, в том числе сеть магазинов «Пивная четверть».
Таким образом, реклама была признана нарушающей требования п. 4 ч. 1 ст. 21, п. 3 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно нарушающей запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в телепрограммах и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании (п. 3 ч. 2 ст. 21) и запрет на упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды (п. 4 ч. 1 ст. 21).
Несмотря на то, что распространение ненадлежащей рекламы прекращено, и предписание не выдавалось, материалы дела будут переданы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.