В Новом экспериментальном театре – премьера. Спектакль «Тестостерон» по пьесе польского драматурга Анджея Сарамоновича поставил художественный руководитель НЭТа, народный артист России Отар Джангишерашвили. Ему же принадлежит сценография и музыкальное оформление постановки.
Жанр спектакля определить трудновато, хотя в программках он и обозначен как комедия. Но тут не просто комедия. В предуведомлении зрителям обещают показать шутку. И это гораздо ближе к истине: Отар Джангишерашвили действительно решил пошутить в преддверии могучего женского праздника и пошутил изрядно.
Сейчас у нас всё большую популярность в сфере организации праздников набирают заимствования с Запада. В том числе, и приглашение на женские корпоративки мужчин-стриптизеров. Здесь происходит что-то подобное. В спектакле заняты исключительно мужчины. Не стриптизеры, но раздеваются довольно активно. Да все на подбор – молодые, задорные, ведомые, как дядькой Черномором, заслуженным артистом России Олегом Алексеевым. А нечего и говорить, что там, где Олег Алексеев, там успех, там победа.
Спектакль начинается выходом официанта Титуса (Евгений Тюфяков), который рассказывает старый английский анекдот, почему-то обозначенный польским, о скелете в шкафу и поет песенку на польском языке по той же тематике. Начало весьма напоминает давнишнюю телепередачу, гремевшую на просторах Советского Союза, – «Кабачок 13 стульев». В ней разыгрывались скетчи, миниатюры, сценки польских авторов, под фонограмму исполнялись песни зарубежной эстрады, и всем по ту и эту сторону экрана было очень весело.
Спектакль «Тестостерон» – тот же «Кабачок 13 стульев». С той лишь разницей, что в нем нет пани Моники или там Каролинки, или ещё кого-то из женской группировки. Зато всё остальное присутствует. Спектакль одна большая шутка, но – состоящая из многих миниатюр на тему: «Плохо, когда над мужчиной смеются, еще хуже, когда смеются под ним». Или еще определённей – «Лучший мужчина — это женщина».
Нет, впрямую об этом почти не говорится. Наоборот – персонажи спектакля усиленно упражняются в том, чтобы как можно ехидней уесть особ противоположного пола. Они склоняют бедных женщин по всем падежам, числам, родам и всяким другим категориям. Но вот парадокс – в зрительном зале, при каждом таком упражнении, больше звучит именно женский заливчатый смех. Да что там смех? Хохот! И аплодисменты!
Скажете, извечная загадка женской субстанции? А вот и нет. Надо думать, Отар Джангишерашвили нашел ключик к скважине женской души и сумел повернуть его в нужном направлении. В конце концов, оказывается, что именно женщина и есть венец творения на земле, несмотря на то, что появилась из ребра какого-то недотепы. И женщины отвечают искренней благодарностью на данный вывод, ибо, когда в их жизни появляется пусть даже самый великолепный мужчина на земле, они все равно понимают, какой паразит виноват в их незадачах.
И, в качестве вишенки на торт, сам Маэстро, сам Отар Джангишерашвили в финале спектакля читает стихи (и как читает!) о том, что женщине надо дать свободу, исполнять всякий ее каприз и прочее. Спектакль, по сути, призывает носить женщин на руках. Это правильно - на шею они сядут сами.
И, черт возьми, как это бывает приятно!
Владимир Апаликов