«Модернизация коммунальной инфраструктуры: инвестиции и перспективы». «Круглый стол», посвященный этой теме состоялся в Региональном информационно-аналитическом центре.
В качестве экспертов были приглашены:
-Алексей Сивокоз, руководитель департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда;
-Вадим Ткаченко, директор МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство»;
-Олег Капустин, председатель Совета директоров «Союза жилищно-коммунальных предприятий» Волгоградской области;
-Карен Туманянц, к.э.н., доцент ВолГУ, финансовый аналитик.
Модернизация коммунальной инфраструктуры Волгограда сегодня – одно из главных условий бесперебойной, эффективной работы этой отрасли и надежного обеспечения жителей города коммунальными услугами. При этом, изначально должен рассматриваться вопрос не столько касающийся объема вложений, сколько формулировки конечной цели и контроля за использованием муниципального имущества. Общемировая практика уже определила эффективный путь решения таких проблем в сфере ЖКХ: концессионное соглашение – тот алгоритм, который позволяет развиваться , модернизироваться и совершенствоваться предприятиям одной из самых сложных отраслей.
Что касается российского опыта, то на сегодняшний день в стране насчитывается около 500 уже работающих в сфере ЖКХ концессионных соглашений. Но все они разного масштаба, и Волгоград, судя по всему, станет первопроходцем в применении этой практики в отношении крупных коммунальных предприятий.
Успешный пример в областном центре уже есть - ООО «Концессии водоснабжения». Компания, принявшая в концессию волгоградский «Водоканал», уже вложила в модернизацию системы водоснабжения и водоотведения города около 900 миллионов рублей. В 2016 году концессионер рассчитывает вложить около 3,4 млрд. рублей в рамках своей инвестпрограммы. Уже идет модернизация очистных сооружений канализации на острове Голодный, строительство канализационного коллектора «Разгуляевский», продолжается обновление магистральных водоводов и внутриквартальных сетей.
В настоящее время объявлен открытый конкурс на передачу в концессию теплового хозяйства Волгограда. Разрешение на эту процедуру в отношении МУП «ВКХ» депутаты Волгоградской городской Думы дали в 2015 году.
Предприятие подписало мировое соглашение с кредиторами, что разрешило очень серьезный долговой кризис. Здесь реализуется антикризисный план, сокращена кадровая численность, идет диспетчеризация и автоматизация ЦТП и котельных и так далее. Однако, финансовая ситуация не позволяет сделать мощный технологический рывок, который сегодня жизненно необходим для города.
Как отметил директор МУП «ВКХ» Вадим Ткаченко, сегодня есть полная уверенность в стабильной подготовке к отопительному сезону 2016-2017. А вот дальше, без кардинальных мер, по его словам, «возникает вопрос»:
-Если посмотреть на ситуацию в перспективе 2-3 лет, то неизбежно возникнут очень серьезные вопросы и к качеству сетей и к технологической отсталости ряда котельных и к общему состоянию системы теплоснабжения. Для технологического рывка, а это жизненно необходимо – нужны инвестиции, поскольку своими силами предприятие эту проблему не решит. Мы можем устранять самые проблемные и неэффективные моменты, но радикально обновиться своими силами не сможем.
-Сейчас мы имеем оборудование с износом свыше 70%, свыше 15% потерь тепловой энергии, - продолжил разговор руководитель департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда Алексей Сивокоз. – В следующем году, при отсутствии серьезных финансовых вливаний, будет очень сложно подготовить это имущество к прохождению отопительного сезона. Поэтому и было принято решение о передаче предприятие в концессию. Отмечу, что сегодня законодательство позволяет отдать имущество, которому более 5 лет отдать только в концессию. Иного пути нет.
Концессионное соглашение будет заключено на 30 лет. Сегодня прописано задание для инвестора, согласно которому уже в трехлетний период планируется буквально вдохнуть вторую жизнь в предприятие. В том числе, снизить потери теплоэнергии, электроэнергии, провести модернизацию оборудования, заменить ветхие сети, уйти от ведомственных источников тепла и от убыточных котельных. Сейчас, по самым скромным подсчетам, во все это и многое другое необходимо вложить около 30 млрд. рублей. Очевидно, что ни у муниципалитета, ни у региона таких средств на эти цели нет.
При положительном результате конкурса, муниципалитет планирует заключить концессионное соглашение уже к началу этого отопительного сезона. При этом, затронув важную тему тарифов, Алексей Сивокоз отметил: расти они могут только в соответствии с законодательством и предельными индексами. То есть, составляющей «интересов инвестора» в тарифах для населения не будет. И еще один аспект – все оборудование, которое приобретет инвестор, реализуя свою программу, в итоге останется в собственности муниципалитета.
-Нужны ли Волгограду инвестиции в эту отрасль? Без сомнений, - считает, председатель Совета директоров «Союза жилищно-коммунальных предприятий» Волгоградской области Олег Капустин. - Для убедительности, приведу пример. Много лет назад в городе был реализован проект Международного банка реконструкции и развития (МБРР) «Модернизация системы отопления Краснооктябрьского района». Цена вопроса была 10 млн. долларов. Там все магистральные трубопроводы поменяли на предизолированные трубы. В домах были установлены индивидуальные тепловые пункты. После этого жители района, да и весь город увидели, повысилась тогда надежность теплоснабжения. Хотя, этот проект и не решал на 100% тех задач, которые мы ставили. Но мы увидели результат.
Уже известно, что в первый краткосрочный период концессионеру придется полностью модернизировать 70 котельных из 123. Главная цель- повышение надежности и качества услуги теплоснабжения и сокращение расходов на газ.
Является ли в таких случаях концессия – самым эффективным путем развития сферы ЖКХ? На этот вопрос свой ответ дал кандидат экономических наук, доцент ВолГУ Карен Туманянц:
-На сегодняшний день есть приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ, в соответствии с которым до 1 января 2016 года муниципалитеты должны были передать в концессию неэффективно используемое коммунальное имущество. То есть, мы здесь не уникальны, и идем вслед за многими другими регионами. Сегодня рыночное регулирование и участие частного бизнеса в этой сфере – более чем естественно. Есть и мировой опыт, где в сфере предоставления коммунальных услуг работают частные компании. Если говорить об общемировой практике, я вообще не могу припомнить ни одного столь же распространенного инструмента инвестирования и финансирования коммунальной инфраструктуры, как концессионное соглашение. Это, действительно, очень удобная модель работы и бизнеса и власти, при которой достигается балланс интересов всех сторон, в том числе и населения.
На тарифной составляющей еще раз остановился Алексей Сивокоз:
-Муниципалитет определил долгосрочные параметры, которые должны быть достигнуты. Соответственно, тариф устанавливается долгосрочный, на несколько лет. С течением времени, концессионер снижает расходы (это есть в задании) и тогда освобождается та составляющая, которой он и возвращает вложенные инвестиции.
Сокращение расходов в сфере теплоснабжения при необходимой модернизации должно произойти, как минимум, на десятки процентов, считает Олег Капустин. Особенно с учетом разницы в эффективности нынешнего состояния оборудования и планируемого. Концессионер вынужден будет думать о снижении расходов. А резервы здесь есть. И здесь особую роль играет долгосрочность проекта – 30 лет. В течение этого периода любой инвестор сможет, понимая экономику проекта, выстраивать свою бизнес-стратегию, которая окажется выгодной и ему и населению.