В двух общеобразовательных учреждениях Алексеевского района начала работу уникальная система разрешения ученических конфликтов.
На базе МБОУ Алексеевская СШ состоялся научно-практический семинар «Подготовка ведущих программ восстановительной медиации и организация работы школьных служб примирения (медиации)». В нем приняли участие педагоги и учащиеся: 20 учителей и 9 школьников прошли обучение – их знания могут быть полезными и для других.
Так, в общеобразовательных учреждениях обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей и семей, у которых зачастую прямо противоположные стили воспитания (от системы запретов до полной «свободы»). Все это способно создавать потенциально конфликтную среду, в которой школьники вынуждены «проживать»: выбрать другое учебное заведение порой нет возможности. А разрешать любые конфликты привыкли малоэффективными способами: административным наказанием, направлением к психологу или социальному педагогу, «разборками» среди самих учащихся. Хуже всего, конечно, когда они и вовсе замалчиваются.
Между тем любой конфликт должен решаться его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучший выход из ситуации. И если поссорившиеся дети приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не создадут «угрозу» для установленного «мира». Но оказать помощь в принятии решений должен нейтральный посредник (медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также самим ребятам найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
В школах Алексеевского района теперь работает такая «служба примирения». Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах. А для этого он предварительно встречается с каждым из участников конфликта отдельно. «Посредник» в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому легко налаживает с ними контакт.
В составе школьной службы примирения несколько взрослых кураторов и учащиеся старших классов. Последние необходимы в первую очередь: подростки быстрее могут найти общий язык со сверстниками. Но предварительно все участники любой школьной службы примирения должны пройти обучение.
Подготовку прошли и алексеевские медиаторы. Программа была пройдена под руководством президента Волгоградской региональной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» Ирины Маловиченко. Она же является координатором и методистом сети Школьных служб примирения в Волгоградской области, экспертом Всероссийской ассоциации восстановительной медиации и членом Европейского форума по восстановительному правосудию.
Первый опыт работы новых медиаторов говорит о том, что служба по примирению необходима и будет успешно решать любые конфликтные ситуации, без которых не существует ни один социум. Тем более детский, где подрастающие личности только учатся взаимодействовать в коллективе.
Фото: alex-land.ru