РЕГИОНАЛЬНЫЙ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Волгоград 06 Декабря 2016 облачно с прояснениями -1oC

13 Апреля 2016 10:34

Культура

куда сходить в Волгограде

Держитесь за свои кокошники, господа!

Волгоградский музыкальный театр показал премьеру спектакля «Баба Шанель».

Спектакль поставлен волгоградским режиссером Павлом Лаговским по пьесе выдающегося драматурга Николая Коляды. Музыка известного волгоградского композитора Павла Морозова, стихи волгоградской поэтессы Елизаветы Трубниковой.

Любите ли вы ансамбли ветеранов так, как я их люблю? Вопрос, конечно, риторический – кому-то они смешны, кому-то даже жалки. И осуждать подобные мнения трудно – старость в Отечестве нашем, действительно, порой и смешна, и жалка, и невыносимо стыдна.

Всё так. И все же я обожаю ансамбли ветеранов. Особенно, когда они на сцене. Когда поют, забыв о всех и обо всем. Поют даже не столько для зала, сколько для себя.

Как правило, это женщины постпостбальзаковского возраста, густо нарумяненные, наряженные в осыпанные блестками платья. И невероятно счастливые в эти мгновения. И у кого повернется что-то в организме, чтобы осудить их?

В премьерном спектакле Волгоградского музыкального театра «Баба Шанель» мы захватываем финал выступления подобного ансамбля под красноречивым названием «Наитие». А потом мы наблюдаем за участницами уже как бы за кулисами, на их празднике – ансамбль отмечает свой 10-летний юбилей.

Счастья и так, как говорится, полные штаны, а тут еще администрация Дома культуры подсуетилась, пошила нашим певицам платья немыслимой красоты в стиле «а-ля рюс». И, главное, короновала их роскошными кокошниками, в которых любая посудомойка выглядит царевной-лебедем. Снова и снова отдаем честь художнику Ирине Елистратовой. Равно как и сценографу Алексею Михальчеву.

Понятно, что без застолья никак не обойтись. Пятеро женщин скинулись на это застолье, кто чем мог. В ожидании своего художественного руководителя опрокидывают рюмочку-другую, закусывают непременными салатом «оливье» да селедочкой под шубой, разговаривают разговоры.

Словом, казалось бы, ничего особенного, типичная картина послеконцертного выпивона, на котором есть место и объятьям, и сердечным излияниям, и сладким воспоминаниям, но и взаимным обвинениям – тоже.

А за душу – цепляет. Да еще как! В первую очередь, конечно, благодаря замечательным актрисам музыкального театра. Мадина Галимханова, Нина Рыковская Татьяна Колявкина, Анна Стрельбицкая, Людмила Путиловская, словно бы долго ждали этих своих ролей, истосковались по ним и вот, наконец, получили их в безраздельное пользование. Они не могут надышаться ими, поворачивают их так и этак, любуются ими, наслаждаются и щедро делятся отвоеванным счастьем со зрителями.

В прошлогодней рецензии на один из спектаклей музыкального театра я написал что-то вроде того, что женская половина труппы на сцене оказалась слабее мужской. Навсегда беру те необдуманные слова назад. И преклоняю колена. В этом спектакле нам продемонстрировали настоящий мастер-класс актерской профессии.

А потому героини, при всей преувеличенности характеристик, кажутся просто поднявшимися на сцену из зрительного зала женщинами. Ну а что, в самом деле? Собрались за столом хорошие знакомы, врезали по стопке, поговорили по душам. Как говорит героиня Мадины Галимхановой, кладезь народного фольклора Капитолина Петровна: «Раз пошла такая пьянка, режь последний огурец! И режут! Невзирая ни на что и никого не щадя. Потому что на их, пусть призрачное, счастье надвигается угроза в лице более молодой, пахнущей духами «шанель», Розы Николаевны в сочном исполнении Ирины Вейсбулат. Это ей предстоит нежиться на авансцене в луче прожекторов и зрительского внимания, всем старушкам придется уйти в тень.

И тогда разворачивается самое настоящее сражение, в котором не бывает пленных и раненных. Враг (в данном случае это пресловутая Роза Николаевна) должен быть уничтожен.

И, вроде, не очень красивая история, и, интересы всех участников тут отдают низменностью устремлений, но начинает звучать музыка нашего замечательного композитора Павла Морозова, и всё оказывается не так просто и однозначно. Эта музыка так светла, так проста, но и возвышенна в то же время, что начинаешь совсем по-другому смотреть на ссорящихся, кричащих, ругающихся старух. Не они ссорятся, кричат, ругаются. Это всё их боль, их растерянность, их обескураженность несправедливостью жизни. Они всего-то и хотят – быть нужными хоть кому-то. И не быть одинокими. Одинокая женщина – упрек обществу. Несчастная женщина – преступление против человечности.

Режиссер спектакля Павел Лаговский и несравненная балетмейстер-постановщик Елена Щербакова придумали замечательный финал: к нашим героиням как бы возвращается их юность, очаровательные девочки кружатся в немного грустном вальсе. И кажется, что всё еще впереди. И верится, что всё будет просто прекрасно.

Нам показали нашу жизнь. А она, как известно, не лошадь — ее кнутом не побьешь. Хотя так хочется иногда постегать ее, паразитку! Нам тоже, случается, жизнь дарит кокошники. Но чаще – увы, отнимает. Держитесь за свои кокошники, господа!

Владимир Апаликов

Фото Олега Чеботарева

Комментариев (0)
Все права защищены © ГБУ ВО "РИАЦ" 2016г. ИНН:3444070157 КПП:344401001 ОГРН:1023403461718
ИА «РИАЦ» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области в республике Калмыкия (ИА №ТУ34-00741 от 30 июня 2016 года).
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Индекс цитирования