И снова о творческой лаборатории Нового экспериментального театра.
Театры бывают всякие...
Ну, как – всякие? Разные, то есть.
Не подумайте, пожалуйста, что я только что открыл истину из разряда вечных. Просто после просмотра спектакля в «Красном квадрате» хочется выглядеть хоть немного умнее, чем ты есть на самом деле.
А если совсем уж честно, всё никак не найду опорной точки, оттолкнувшись от которой, можно связно изложить то, что передумал и перечувствовал во время и после спектакля. Не то, чтобы он поразил какой-то заумностью, но что-то этакое в нем определенно было.
Молодой актер НЭТа Виталий Мелешников…
Ну, как – молодой? Вторая половина тридцатилетки – это уже, пожалуй, зрелость. Вернее будет сказать, молодой режиссер, служащий в НЭТе зрелым актером, поставил спектакль, взяв за основу ранний рассказ Габриэля Маркеса «Глаза голубой собаки».
На небольшом прямоугольничке сцены, вокруг лампы-светлячка, еле разгоняющей мрак, живут странной жизнью юноша и девушка...
Ну, как живут? Скорее – обитают. Да к тому же, во сне. Здесь они наслаждаются своею любовью, здесь лелеют свое счастье и мечтают лишь о том, чтобы встретиться в реальности. Но всё как-то не получается. И выходит, что во сне – у них имеется всё, а там – в сущности, нет ничего. Ну, и где же, скажите на милость, обретается на самом деле настоящая жизнь?
Маркес задал этот вопрос много-много лет назад, однако ответом на него не затруднился. И до сих пор никто толком на заданный великим придумщиком вопрос так и не ответил. Спектакль Виталия Мелешкина тоже уклонился от ответа...
Ну, как – уклонился. Главное – он сумел поставить вопрос, что, кстати удается очень немногим. А уж отвечать на него должен каждый сам себе.
В спектакле заняты всего два действующих лица: Она и Он. Играют их очень молодые (на этот раз без всяких экивоков молодые) актеры Ксения Посохова и Алексей Жидков...
Ну, как – играют? Здесь это ремесленное слово не совсем уместно. Когда они действительно пытаются играть, это у них получается не сказать, чтобы очень. Натужно получается, одним словом. А вот когда они забывают об игре, начинают двигаться, говорить, а то и молча смотреть друг на друга, им веришь безоговорочно.
Оно и не удивительно. Зальчик в «Красном квадрате» совсем небольшой, актеры перед зрителями, словно на экране, на крупном плане, когда видны глаза. А их не случайно называют зеркалом души. Они не могут лгать…
Ну, как – не могут? Правильнее – могут попытаться солгать, но на крупном плане ложь и фальшь тут же вылезут наружу. У Ксении Посоховой и Алексея Жидкова глаза – искренние. И тут ни прибавить, ни убавить.
Особо нужно отметить хореографический покров спектакля. Актеры – невероятно пластичны. Именно в танце они наиболее убедительны. И великолепная хореография учитывает их незаурядные возможности. Так и кажется, что они смогли бы станцевать весь спектакль даже и без текста. Может быть, когда-нибудь они это сделают. Пусть, не этот спектакль, пусть другой, но – сделают. Я лично очень бы хотел посмотреть тот спектакль. И пригласить на него вас, уважаемые читатели. А пока того спектакля нет, придите на этот. Хотя бы потому, что в театр нужно ходить всенепременно. А театры, как мы уже выяснили, бывают всякие.
С Днем Театра, друзья!
Владимир Апаликов
Фото представлены Новым экспериментальным театром.