РЕГИОНАЛЬНЫЙ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Волгоград 07 Декабря 2016 облачно с прояснениями -11oC

25 Марта 2016 19:02

Культура

куда сходить в Волгограде

В Волгоградском краеведческом музее открылась выставка Марии Мелиховой и Сергея Блоха

Работы Марии Мелиховой и Сергея Блоха – это тысячи повседневных вещей, нанизанных друг на друга в структуре экспозиции. Здесь нет иерархии, временной последовательности или повествовательной структуры – выставка, как модель для сборки, требует каждый раз заново перестраивать ее в своем воображении, создавая новые – неочевидные на первый взгляд – констелляции.

Каждая картина - это единица хранения, очищенная от навязанной интерпретации, взывающая к её осмысленному присвоению, к идентификации с собственным персональным опытом. Уже не изображения, но хрупкие и интимные жесты, систематизированные в завораживающем ритме.

– Каждый новый проект – это мир со своей историей, архитектурой, культурой быта, – поясняет Мария. – Это мысли, эмоции, вкусовые предпочтения. Проект «$229,47» – это возможность увидеть наш мир, сжатый до квадратных метров, и почувствовать эмоциональную атмосферу через призму восприятия двух художников с полярными взглядами. Мы предоставили около 50 картин, созданных за пару месяцев, – такой короткий срок для столь масштабной работы вызван желанием получить ощущение легкости от созерцания образов, почувствовать себя просто бесцельно прогуливающимся жителем города. Мы предлагаем зрителям увидеть наши мысли, разговоры, нашу реальность. Проект «$229,47» – это и выставка, и аттракцион, и метафизическое исследование.

- В их универсальности и открытой структуре скрывается невероятная, рассказал о выставке главный специалист ГАУК ВО "Агентство культурных инициатив" Антон Вальковский. - Две тени и тающий в тишине разговор; закипающая вода, придающая смысл неловкому пробуждению, смятой кровати и тому самому утру в одиночестве; оставленные кем-то перчатки – как робкая и призрачная надежда на встречу; случайный затуманенный взгляд, брошенный на бокал и сбивающий дыхание. Общие места. Аристотель называл «общими местами» хорошо всем знакомые цитаты древней мудрости - они брались в кавычки, хотя указание авторства отсутствовало. В 19 веке «общие места» стали тем, что следует избегать: они начали восприниматься как что-то вульгарное и общедоступное. Но в галантном 18 веке ими было принято дорожить: усидчивые молодые люди должны были собирать изречения мудрецов, а молодые дамы ценили свои книжки «общих мест», в которые вкладывались засушенные цветы и надушенные письма от «милых друзей». Выставка Марии и Сергея – это книги памяти, в которые они любовно вкладывают артефакты своих и чужих жизней.

Ряд октагонов, оставленных пустыми – это передышка в насыщенной драматургии, проекционные холсты предположений и потенциальности.

Действие 1. Ностальгия по пустоте (Стазис / στάσις)

Пустота города и пустота интерьеров – это обсессивные поиски художниками того, что «между». Современный Вавилон тяжело представить без людей и назойливых шумов. Движимые ностальгией по пустоте, Сергей и Мария совершают почти невозможное - конструируют и растягивают разрывы и зияния. Смысл этого, казалось бы, бессмысленного жеста – создание обрамления, на фоне которого, вероятно, удастся разглядеть суть вещей и среды, того, что беспрестанно утекает в попытках идентификации. Вынужденная и спасительная остановка, позволяющая не захлебнуться в потоке.

Свежий, тихий, утренний воздух. Будто окунаешься. Как шлепок волны - чистый, знобящий и полный надежды.

Действие 2. Коммуникация (Кинезис / κίνησις)


Обед в одиночестве – пожалуй, самое сложное испытание. Художник хоть и присутствует на периферии, но выбирает путь самоустранения и бегства от социального взаимодействия. Портреты становятся не столько документацией социальных связей и робкой попыткой контакта, сколько натюрмортами - молчаливым и несмелым наблюдением, экспериментом с самоотчуждением. То, что разворачивается перед нами – это тайная вечеря в холодном безмолвии, тронутая липким подозрением и немыми вопросами.

Действие 3. Страхи (Экстазис / ἔκ-στᾰσις)

Это первая выставка, в рамках которой все работы созданы Марией и Сергеем совместно. Работа «Фобии» - это кульминация экспозиции: Сергей и Мария, портретируя друг друга, создают автопортрет собственных отношений, кладут свои страхи под микроскоп и ведут изматывающую игру сомнений. Стоя перед работами, повешенными друг напротив друга, невольно возникает гипотеза, что речь идет о страхе художников друг перед другом как перед тёмным двойником – лучшей версией себя самого. Их взаимодействие – это история об индивидуальном самопожертвовании ради общего, об уступках и поиске консенсуса.

Автовиктимизация – это осмысленная стратегия, которая помогает художникам расшифровывать и декодировать друг друга на пути к творческой свободе.

Эта выставка - книга обо всем, что прошло перед глазами Сергея и Марии и волновало их сердце. Книга, написанная в тишине и уединении дома.
Комментариев (0)
Все права защищены © ГБУ ВО "РИАЦ" 2016г. ИНН:3444070157 КПП:344401001 ОГРН:1023403461718
ИА «РИАЦ» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области в республике Калмыкия (ИА №ТУ34-00741 от 30 июня 2016 года).
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Индекс цитирования