В Молодёжном театре состоялась премьера спектакля «Чайка» по шедевру Антона Павловича Чехова. Постановщик – лидер Молодёжки, заслуженный артист РФ Владимир Бондаренко.
Ах, эта «Чайка»! Одно её появление в конце позапрошлого века перевернуло театральный мир России. Театр великой Комиссаржевской с треском провалился, первым попытавшись осилить новый язык драматургии. Но Художественный общедоступный театр вознёс её на пьедестал и поместил порывистый силуэт птицы на свой легендарный занавес.
К чему я это? Да просто собираюсь с духом, чтобы поточнее выразить впечатление о спектакле Молодёжки.
О чём, о ком поведал нам режиссёр?
Думается, что главный герой здесь – Треплев (Максим Перов), молодой писатель, режиссёр, теоретик театра. Вокруг него и закручивается водоворот событий. Он – главная «чайка» всего действа. Остальные – тоже «чайки», но – или не взлетевшие, или уже сорвавшиеся в безнадёжное пике.
Скажете – бред? Не спешите. Принято считать, что чеховская чайка – это юная Нина Заречная (в Молодёжке – Екатерина Резникова), мечтающая всеми силами попасть в актрисы, но погубленная знаменитым писателем Тригориным (Игорь Мишин). И есть множество постановок именно с такой концепцией.
У Бондаренко – не так. У него в героях не просто чайка, а чайка подстреленная. Вернее, даже – её чучело, торжественно выносимое в финале спектакля. Жизнь пронеслась мимо, осталась лишь её видимость. Все, буквально все персонажи существуют в этой видимости, смирившись и покорившись.
Но – не Треплев!
Когда он почувствовал, что тоже проваливается в пошлость обыденности, то предпочёл ей гибель.
Максим Перов очень точно играет этот уход – без эффектных жестов, без ненужной ажитации. Он уже умер де факто, осталось оформить де-юре – выстрелом.
Спектакль тревожит, заставляет оборотиться на себя. У Молодёжного театра есть особенность: здесь в крохотном зальчике зрители находятся рядом с актёрами – глаза в глаза не соврёшь ни другим, ни себе.
И лезут непрошенные мысли. А мы-то? Мы-то живём ли? Или только хотим, но не имеем воли жить. Как, например, этот безвременно состарившийся Сорин в классическом исполнении Александра Масленникова? Классическом – имеется в виду высшая школа актёрского мастерства.
А, может быть, мы тоже махнули на себя рукой и принимаем окружающее и окружающих, просто плюя на них? Как стареющий бонвиан Дорн (Владимир Захаров великолепен!).
О Тригорине Игоря Мишина нужно писать исследование. Конченный эгоист, понимающий всю бесцельность своего существования и пытающийся добавить юной крови в свои износившиеся жилы. Точно вурдалак. Он и двигается, как вурдалак, согнувшись и крадучись. И разговаривает притушенными, шипящими звуками. Того и гляди – вцепится в шею.
Да ведь и вцепляется.
Главный герой – Треплев. Но как же хороша здесь Вероника Куксова в роли Аркадиной! Актриса играет актрису, которая в жизни постоянно играет актрису. Это трёхступенчатое исполнение, как трёхступенчатая ракета, стремительно возносит действие, постоянно взрываясь и зажигая других. Наблюдать за её полётом – истинное удовольствие и наслаждение.
Владимир Бондаренко заставляет своих зрителей думать и мучиться. Мучиться и думать. В спектакле мир вначале играет разноцветными красками, обещая праздник. А праздника нет, нет, нет…
И разноцветье сменяется чёрно-белой гаммой, в которой господствует чёрная краска. Мечты, желания, надежды куда-то унеслись. Остались лишь тени на занавесе. И продолжается нелепое шоу под названием «жизнь».
Такое вот чёрно-белое кино…