Понедельник 20 Мая, 2019 г.
Доллар 64.63 Евро 72.25
СЏСЃРЅРѕ +22° C Волгоград
Показать ленту новостей

В Волгоград за уникальным опытом приехали педагоги 33 регионов страны

Елена Мухина / Общество
13 Марта 2019 16:23
752
Фото: Елена Мухина
В Волгограде начал работу Всероссийский научно-практический семинар «Образовательные и реабилитационные технологии для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)». Врачи, педагоги, соцработники и психологи из 33 регионов страны собрались на площадке Волгоградского государственного социально-педагогического университета, чтобы обсудить эффективные технологии сопровождения и обучения особенных детей, вопросы выявления рисков развития и диагностики РАС, консультирования семей, воспитывающих малышей и подростков с этими проблемами, социальной реабилитации, а также представить региональную модель сетевого взаимодействия Региональных ресурсных центров. Организаторами семинара выступили региональные комитеты образования, науки, и молодежной политики, социальной защиты населения, здравоохранения, Московский государственный психолого-педагогический университет, ВГСПУ и Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (МГППУ).

Открывая семинар, директор Федерального ресурсного центра МГППУ Артур Хаустов поблагодарил волгоградских коллег за «мужественное решение» принять у себя мероприятие всероссийского уровня.

- Решение, действительно, мужественное, потому что нужно было мобилизовать все свои ресурсы, собрать все лучшее, что есть, и дополнительно, кроме того, что делается, сесть за большой стол переговоров, подготовить серьезную программу. Это заслуживает большого внимания и уважения, - подчеркнул глава федерального центра.

Участники и организаторы отметили, что не случайно площадкой проведения семинара стал Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

- Важно, что сегодняшнее мероприятие проводится здесь. Вуз – федеральная организация, как и наш центр, но сцепка не на основе ведомственной принадлежности, а на основе общих интересов, - пояснил Артур Хаустов.

Директор московского центра также сообщил, что идея организации межрегиональных семинаров по вопросам сопровождения и обучения детей с расстройствами аутистического спектра зародилась два года назад. Впервые площадкой для обсуждения специалистов со всей страны стал город Сочи, после мероприятия провели в нескольких регионах. В 2019 году старт серии семинаров дан в Волгоградской области, которая в очередной раз подтвердила статус региона федерального значения, объединив в городе-герое представителей десятков субъектов РФ, занимающихся воспитанием, социальной адаптацией, обучением и лечением особенных детей.

- Вопрос по оказанию помощи детям с аутизмом, конечно, очень актуальный. Волгоградская область - один из тех регионов, с которым мы впервые начали сотрудничать. Она входит в первую десятку регионов, с которыми это сотрудничества установилось. Сейчас уже накоплен определенный опыт. Мы хорошо это видим даже в неформальной беседе, которая состоялась у нас до начала семинар с представителями органов исполнительной власти, с ректором педуниверситета и, в первую очередь, с заместителем губернатора. У вас есть консолидация усилий. Конечно же, наша политика как федерального ресурсного центра – показать этот опыт России, чтобы те регионы, которые на подходе, тоже имели возможность его перенять. И еще один важный момент. Есть две разные модели. Одна – централизованная, когда существуют федеральный ресурсный центр и региональные и каждый получает помощь в сопровождении только из центрального элемента. Мы же сейчас совместно с Министерством просвещения и регионами строим совсем другую модель - модель сетевого взаимодействия, в которой регионы помогают друг другу и очень часто независимо от федерального центра. Обмен опытом идет между ближайшими регионами. В этой связи, конечно, семинары, подобные тому, которые организован и проводится сегодня, очень важны, потому что специалисты знакомятся друг с другом и, вполне возможно, что, например, Ростовская область и Волгоградская, которые находятся ближе друг к другу, чем московский федеральный ресурсный центр, будут плотнее контактировать, а когда мы уже будем вместе встречаться, у них будет объединённый опыт, - подчеркнул директор Федерального ресурсного центра МГППУ Артур Хаустов.

Участники семинара прибыли в Волгоград не только из ближайших регионов. Организаторы планируют, что число субъектов РФ, представители которых будут впоследствии в таком формате обмениваться опытом, вырастет до 85.

В Воронежской области ресурсные центры были созданы 4 года назад. Можно сказать, что специалистам из этого региона есть что рассказать своим коллегам из соседних субъектов РФ, однако опытные наставники всегда находятся в поиске новых разработок и готовы ими делиться.

- От мероприятия мы ждём ознакомления с опытом других регионов, с новинками методической литературы. Очень хотелось бы узнать, как работают коллеги, поэтому мы всегда пользуемся возможностью поехать и посмотреть, и к нам часто приезжают. В Волгограде, например, заинтересовала организация инклюзивной модели «Ресурсный класс». У нас их сейчас 21, но мы понимаем, как много вопросов возникает и проблем, поэтому хотелось бы узнать, как их решают в Волгоградской области. Думаю, что это будет очень полезно, - рассказала о цели своего участия в семинаре руководитель ГБУ Воронежской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Ольга Недорезова.

В Волгоградской области с 2016 года работают два ресурсных центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, которые были созданы на базе «Волгоградской школы-интерната №5» и Областного реабилитационного центра для детей-инвалидов «Надежда».

- Наш центр ещё очень молодой: мы открылись только 1 сентября 2016 года, но уже добились определенных успехов. У нашего центра есть возможности, чтобы принимать не только детей Волгограда, но и жителей Волгоградской области. Мы оказываем консультацию родителям детей дошкольного и школьного возраста: решаем вопросы по выбору образовательного маршрута совместно со специалистами ППМСП. Кроме того, у нас есть три опорные школы: лицей «Олимпия» Дзержинского района, наше учреждение и волжская школа №1. В 2015 году мы участвовали в программе «Доступная среда» и получили оборудование для кабинетов логопеда, психолога и дефектолога. У нас обучаются дети в классе, плюс дополнительно оказываем консультации родителям. Планируем организовать группу краткосрочного пребывания. Есть сенсорная комната, которая предназначена не только для детей с расстройствами аутистического спектра, но и с тяжелыми формами нарушений. В ней - сухой бассейн и различные дорожки, световые звуковые. Сегодня мы представим на площадке №1 работу нашего ресурсного центра: будем говорить о технологии работы с детьми, рассказывать о том, как происходит внеурочная занятость детей с расстройствами аутистического спектра, какие возможности есть у нашего центра для сетевого взаимодействия, а также покажем, каких результатов мы добились, - поделилась директор ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №5» и руководитель Ресурсного регионального центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра Татьяна Калинина.

В Волгоградской школе-интернате №5 обучаются 12 детей с диагнозом «аутизм». Педагоги большое внимание уделяют социальной адаптации своих воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, которые с удовольствием вовлекаются в творческий процесс: поют, рисуют, играют на музыкальных инструментах.

- Сегодня вы увидите выступления наших детей, - пообещала Татьяна Калинина. Для всех, кому необходима помощь специалистов центра, она напомнила номер телефона, по которому стоит позвонить, чтобы получить совет от профессионалов – (8442) 62-67-17.

Сегодня волгоградские педагоги будут консультировать коллег: не во всех регионах еще созданы подобные центры.

- В Москве на конкурсе лучших практик психолого-педагогического сопровождения мы познакомились с волгоградскими коллегами, поняли, что между нами есть понимание по взаимодействию: в вашем регионе созданы ресурсные центры по обучению детей с РАС – мы их планируем организовать на базе центра ППМСП, директором которого я являюсь. Мне очень интересно, как это происходит здесь, хотелось бы привезти это в Крым, конечно, учитывая свою специфику. Надеемся, что и дальнейшее наше сотрудничество будет очень плодотворным, - поделилась директор ГБУ Республики Крым «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» Юрия Звегинцева.

К сожалению, статистика показывает, что помощь в особом сопровождении и обучении нужна все чаще: в стране увеличивается количество детей с РАС. В Волгоградской области в 2016 году маленьких аутистов было 132, в 2017 – 203, а в 2018-м – уже 246. В группе риска – 1376.

- Действительно, растет численность детей с расстройствами аутистического спектра. Мы это видим и в мировой, и в российской статистике. И, конечно, растут запросы со стороны родителей на оказание помощи детям. Если у нас сейчас в России несколько десятков тысяч детей с аутизмом, а будет ещё больше, то мы понимаем, что родители хотят качественный помощи. В этой связи очень много делается как на федеральном, так и на региональном уровне. В 2012 году Федеральный закон «Об образовании», принятый в 2012 году, впервые определил права детей с расстройствами аутистического спектра, то есть у них появились гарантии на получение качественного образования. И родители это прекрасно понимают и абсолютно законно требует, чтобы качественное образование было обеспечено. Запрос велик, но растет и саморефлексия у профессионалов и управленцев, которые занимаются этой проблемой: они понимают, что если это - зона пробела, то с ней нужно работать и нужно и выстраивать эффективную систему, - подчеркнул федеральный эксперт Артур Хаустов.

Как отметили организаторы семинара, площадка, на которой он проходит, способствует решению кадровой проблемы.

- Работа с особыми детьми касается не только узких специалистов, но и каждого учителя. Сегодня у наших преподавателей и студентов есть возможность принять участие в семинаре, на котором свой опыт представят специалисты 33 регионов страны. Можно обеспечить качественную подготовку новых специалистов к работе в этой сфере только во взаимодействии с практиками, - подчеркнул ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета Александр Коротков, призвав сотрудников и студентов максимально использовать возможности семинара, который продлится два дня, 13 и 14 марта, для профессионального роста.

Подготовка специалистов – одно из направлений межведомственной работы по обеспечению качественного сопровождения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

- На Всероссийском форуме, который организовал Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы представили опыт своей работы и выиграли один из грантов по комплексному сопровождению детей с аутистическими расстройствами, и сегодня у нас есть великолепная возможность на нашей площадке показать опыт региона, послушать других коллег. Мы показываем системную межведомственное взаимодействие, в котором участвует комитет по образованию, комитет по соцзащите, комитет здравоохранения. В регионе созданы два ресурсных центра: в системе образования и в системе социальной защиты. Они, прежде всего, работают с детьми с ОВЗ, с их родителями, сопровождают, оказывают педагогическую, психологическую помощь. И, конечно, видя, что детей с расстройствами аутистического спектра в России и у нас в регионе становится всё больше, мы должны подготовить команду людей, которые умеют работать с этими детьми не только в целях их образования в школе, но для профессиональной подготовки, чтобы ребята наши были адаптированы ко взрослой жизни и нашли свою профессию. Эта работа является частью национального и регионального проектов. Ранее программа поддержки семьи с детьми была определена губернатором как одна из приоритетных в стратегии развития Волгоградской области, - отметила заместитель губернатора Зина Мержоева.

Волгоградская область активно включилась в реализацию национальных и приоритетных региональных проектов, самый значимый блок которых составляют социальные направления: до 2024 года в Камышине, Городищенском районе, Волгограде и Волжском возведут и откроют 4 новые школы, 25 детских садов в различных муниципальных образованиях. «Каждый проект, объект, который мы будем строить или модернизировать, - будь то объект инфраструктуры, социальной сферы, промышленности, сельского хозяйства, в каждой отрасли – должен решать конкретную задачу, которая в конечном итоге направлена на повышение качества жизни конкретного человека, конкретной семьи, или решать конкретную проблему района, города, поселения», - определил цели реализации проектов и программ губернатор Андрей Бочаров.
Обсуждения (0):

Возврат к списку